В Петербурге завершился юбилейный фестиваль «Музыкальный Олимп»

Полку звезд классической музыки прибыло
Обитатели «Олимпа» прекрасно понимают друг друга/ Владимир Постнов

Юная девушка с ямочками на лице бесстрашно вышла на сцену, уверенно взмахнула смычком – и неожиданно сочным звуком, щеголяя смачным вибрато, характерным для русской школы, заиграла виртуозную Фантазию на темы из оперы Гуно «Фауст» Генриха Венявского. Девочка была родом с Ямайки. Звали ее Эллинор д’Меллон, и было ей всего 14 лет от роду. Ошеломляюще взрослая игра была ей привита, скорее всего, Захаром Броном, ее нынешним педагогом в Высшей школе музыки в Мадриде, он также присутствовал в зале.

На том и стоит фестиваль «Музыкальный Олимп». С самого основания фестиваль видит свою миссию в презентации молодых талантов «городу и миру». Фестивальная модель, столь удачно изобретенная в далеком 1995 году, успешно работает уже 20 лет. Ирина Никитина, создавшая фестиваль и одноименный с ним фонд, сделала за эти годы для продвижения молодых музыкантов нереально много. Она, с одной стороны, предоставляет пока еще никому не известным музыкантам важную стартовую площадку, задавая полезный импульс их карьерам. С другой же – знакомит петербургскую публику с будущей музыкантской элитой XXI в. Далеко не каждый может угадать в неофите будущий успех и карьерный взлет. Но и раскрутить начинающего музыканта, найти нужные для этого механизмы тоже не каждому дано. Ирина Никитина обладает редким даром истинного арт-продюсера, которых у нас в стране до обидного мало.

Фонд не просто предоставляет молодым возможность выступить в лучших филармонических залах Петербурга. Он и после фестиваля следит за их карьерой, тактично направляя и поддерживая самых обещающих. Ежегодно организует резонансные концерты олимпийцев в нью-йоркском Карнеги-холле, цюрихском Тонхалле и Берлинской филармонии. Из года в год, планомерно проводя селекцию, отлавливая на конкурсах лучших, фонд создал свою коллекцию музыкантов. Результат 20-летней деятельности красноречиво отражен в юбилейном буклете. Листая его страницы, диву даешься: сотни лауреатов выступили за прошедшие годы в Петербурге. Среди самых успешных – скрипачи Николай Цнайдер, Пекка Куусисто и Кристоф Барати, скрипачки Патриция Копачинская и Татьяна Самуил, Алена Баева и Байба Скриде; пианистки Хатия Буниатишвили и Пламена Мангова, пианисты Вадим Холоденко и Александр Кобрин (впоследствии оба завоевали первые места на конкурсе Вана Клиберна). Впечатляющий список можно продолжать до бесконечности.

На заключительном концерте юбилейного «Олимпа» в Концертном зале Мариинского театра за пульт театрального оркестра встал исключительно одаренный Ристо Йоост (лауреат конкурса имени Йормы Панулы, 2012). Для затравки «врезали» иронично-шаловливую, стремительную увертюру к «Кандиду» Бернстайна. И это было правильно – в зале сразу же воцарилась атмосфера праздника.

Четкий жест, внятная мануальная техника, открытая, дружелюбная манера общения с музыкантами и необыкновенно точное чувство формы сразу же привлекли к эстонскому дирижеру симпатии зала. Солистам было с ним комфортно и спокойно; Ристо Йоост оказался чуток к каждому исполнительскому импульсу, умел поймать и отрефлексировать любое, едва уловимое понижение интонации или замедление темпа.

Солисты же были необыкновенно хороши. И та самая юная скрипачка с Ямайки Эллинор д’Меллон – по-детски смешливая, артистичная и раскованная. И впечатлительный, романтичный юноша Киан Солтани, австрийский виолончелист, красивым, тембристым звуком исполнивший ритуальные Вариации на тему рококо Чайковского. Китайский бас Ао Ли (победитель конкурса «Опералия» 2013 г.) разил в самое сердце глубоким, ровным по всему диапазону голосом. Почти без акцента – что удается немногим! – он спел арию Гремина из «Пиковой дамы» и Каватину Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Завершило концерт выступление кореянки Сеен Пак, которая исполнила избранные арии из вердиевского и пуччиниевского репертуара.