В Инсбруке сыграли «Свадьбу во сне»

Фестиваль старинной музыки показал премьеру недавно найденной оперы Антонио Чести
Найденная старинная опера уже освоилась в современности/ altemusik.at

«Трагикомедия» – под таким девизом проходит в этом году фестиваль старинной музыки в Инсбруке. Он отражает афишу: вместе с привычными концертами показывают совсем неожиданное. С одной стороны – знаменитый французский дирижер Кристоф Руссе и его ансамбль Les talens lyriques или тирольский ансамбль старинной музыки XL под управлением Говарда Армана, передавший весь сбор от концерта на развитие методов музыкальной терапии для детей с психологическими травмами. С другой – норвежский ансамбль Barokksolistene, напомнивший об уличных музыкантах позднего Возрождения и площадном в буквальном и переносном смысле слова юморе. Иногда тот оказывался во всех отношениях ниже пояса, но в целом музыкальное путешествие по четырем городам, Лейпцигу, Венеции, Лондону и Нью-Йорку (здесь жил один из вымышленных сыновей Баха, «открытый» в 1960-х с полным набором произведений композитором и пародистом Питером Шикеле), удалось. Если не знать заранее, насколько хорош в классических концертах руководитель ансамбля Бьярте Эйке, можно было б не досидеть до финала с его песнями лондонского рабочего люда, ставшими украшением вечера и примирившими с некоторым прямодушием первой части.

В программе и две оперы, тоже пародийные – «Тайный брак» Чимарозы, где действие перенесено в курятник, и «Свадьба во сне» Чести. Имя либреттиста Пьетро Сузини было известно: переводчик с испанского, в том числе Кальдерона, в «Свадьбе во сне» он спародировал знаменитую пьесу «Жизнь есть сон». А вот автора музыки установили лишь недавно – неподписанная партитура хранилась в Национальной библиотеке Франции, а раскрывающие авторство документы – во Флоренции, где Антонио Чести (1623–1669) жил последние годы и где эту оперу показали в частном театре в 1665 г. В Инсбруке композитор проработал немало лет, здесь решили поставить «Свадьбу» силами участников конкурса молодых певцов, носящего имя Чести. В прошлом году членом жюри был легендарный музыкант-аутентист Алан Кёртис, обязательным заданием для конкурсантов он сделал арии из оперы, которой сам собирался дирижировать. Но Кёртис умер – как раз во Флоренции, где жил последние годы; круг замкнулся. В его честь лодка, в которой в Инсбруке играет оркестр под управлением концертмейстера ансамбля Il Giardino Armonico Энрико Онофри, носит имя «Алан».

Что взять на память

Как всякий серьезный фестиваль инсбрукский выпускает записи своих спектаклей, в основном на компакт-дисках. Последняя новинка – игравшаяся три года назад опера Моцарта «Милосердие Тита» с Алессандро де Марки и Академией Монте Регалис, в главных партиях Карло Аллемано (Тит), Нина Бернштайнер (Вителлиа), Кейт Олдрич (Сесто). Постановка была хорошей, жаль, что не вышел DVD.

В прошлом году среди финалистов конкурса Чести оказалась и москвичка, выпускница Гнесинки Юлия Соколик (сейчас она работает в опере немецкого Ольденбурга). В спектакле она поет партию Эмилии, и это одна из лучших ролей. Впрочем, хороши все молодые исполнители, идея де Марки завести пять лет назад цикл Barockoper: Jung явно пришлась ко двору.

Лодка по имени «Алан» стоит в порту города Ливорно, где происходит большая часть действия. Грузовые контейнеры с надписями «экспорт-импорт», открывающиеся и трансформирующиеся в спальни (художник Давид Амадеи), ночные клубы, шоу трансвеститов... Возможно, мир барокко представлялся публике иначе, но режиссер Алессио Пиццеч – родом он как раз из Ливорно – таким образом решил показать свое понимание Dramma civile, как обозначен жанр оперы, подразумевающий: место действия – город. А в городе есть все: и любовные интриги, связанные с переодеваниями героев, и влюбленность в девушку, которой на самом деле нет на свете, и неожиданный еврейский сюжет (в могиле на еврейском кладбище прячется слуга Фронцо, его поет Людвиг Обст).

Все это выглядит привлекательно, хотя и кажется сшитым достаточно небрежно, вроде как на скорую руку, но это, скорее, попытка создания молодежной эстетики в барочном мире, тоже своего рода хулиганство, чем, на взгляд некоторых современников и товарищей по вере, занимался аббат Чести. С учетом же вновь обретенного композитора неудивительно, что после премьеры в Инсбруке опера сразу отправилась на гастроли, ее уже показали в зальцбургском Моцартеуме. Все-таки не каждый день в мире ставят оперу, первое и единственное представление которой прошло 351 год назад.

Инсбрук