Жан Тироль: Персона - Жан Тироль, профессор Тулузской школы экономики, нобелевский лауреат

Жан Тироль получил Нобелевскую премию в $1,1 млн за разработку теорий о поведении крупных компаний в условиях современного антимонопольного регулирования. Впервые за 30 лет тема премии не касается проблем финансового кризиса
Remy Gabalda/ AFP

Для Жана Тироля новость о присуждении премии стала неожиданностью: когда ему звонили из Швеции с поздравлениями, его телефон был на виброзвонке, он его не услышал и о своей победе узнал позже. На пресс-конференции в Стокгольме после оглашения списка нобелевских лауреатов Тироль присутствовать не смог, по телефону он передал, что счастлив, что мир обратил внимание на проблемы монопольного регулирования и банковской ликвидности. Свой успех он объяснил тем, что оказался «в нужном месте с нужными людьми». «[Узнав о победе] я сразу подумал о тех, кто помогал мне, - семье, студентах. О Жан-Жаке Лаффонте - моем учителе и дорогом друге, который заслужил эту премию вместе со мной», - цитирует ученого ТАСС. По словам Тироля, после звонка из нобелевского комитета он позвонил маме, которой уже 90 лет, а после этого связался с дочерью по Skype.

«Жан Тироль долго считался вероятным лауреатом Нобелевской премии, решение присудить ему эту награду показывает глубину его влияния на формирование нового отношения к премии. Для академии это знаменует возвращение к менее спорным экономическим теориям, после того как в прошлом награда доставалась Роберту Шиллеру и Ларсу Питеру Хансену за их порой противоречивые работы по ценообразованию активов и эффективному функционированию рынков», - пишет Financial Times. Тироль стал лауреатом Нобелевской премии за работы по анализу рыночного регулирования. Главные его работы - «Теория отраслевых рынков» (1988), «Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности» (2000), «Теория корпоративных финансов» (2006).

Новая тема

В 1973 г. Тироль окончил Политехническую школу, затем Национальную школу мостов и дорог. В 1978 г. он получил докторскую степень по дискретной математике в Университете Париж-Дофин, в 1981 г. - по экономической теории в Массачусетском технологическом институте. С этого времени началась его научная деятельность. В 1981-1984 гг. он работал научным сотрудником в Национальной школе мостов и дорог. Позже преподавал в Массачусетском институте. С 1992 г. работал научным руководителем Института теории отраслевой организации при Университете Тулуза 1 Капитолий. Научные изыскания Тироль совмещал с административной деятельностью - был президентом Высшей школы социальных наук, потом профессором и директором Тулузской школы экономики. С 1998 г. Тироль возглавляет Эконометрическое общество. В 2001 г. был назначен президентом Европейской экономической ассоциации, а с 2008 г. стал членом экономического совета при премьер-министре Франции.

В самом начале карьеры Тироля в мире началась волна приватизации госпредприятий, но понимания того, как должны регулироваться частные компании, не было. Размышления над этой темой захватили профессора Тироля. Он понял, что нужно учитывать особенности инфраструктурных отраслей и уходить от крайностей рыночного фундаментализма и бюрократического контроля. В своих работах он показал, что простые правила, такие как установление ценового предела для монополий, иногда приносят больше вреда, чем пользы. В статьях и книгах он описал более эффективную политику регулирования различных отраслей - от телекоммуникаций до банковского сектора. По мнению нобелевского лауреата, в условиях быстрого роста инноваций даже временные монополии имеют большое значение и должны подвергаться регулированию.

«Работа Тироля может стать прекрасным примером того, как экономическая теория может иметь большое практическое значение», - говорится в официальном заявлении Шведской академии наук.

Не гипотезы, а реальность

«Мы пытались понять, в чем должно заключаться антимонопольное регулирование. В частности, в инфраструктурных отраслях. Нам нужна конкуренция, но в таких отраслях ее невозможно добиться легким путем», - описывал Тироль цель своих работ. «Заслуга Тироля в том, что он показал - нужен целый набор инструментов, так как каждый рынок регулируется по-своему, и дал нам инструкции, как применять все эти инструменты, - объясняет член комитета Нобелевской премии по экономике Торстен Перссон. - Раньше существовала точка зрения, что антимонопольные органы должны отслеживать сотрудничество между компаниями одного рынка, но они не обращали внимания на вертикальное сотрудничество между компаниями и их дистрибуторами, Тироль первым сказал, что обе эти точки потенциально неправильные».

Тироль и его коллеги из Тулузы также занимались проблемами реальных затрат и преимуществ госрегулирования. «Ребята из Тироля не ссылаются на гипотезы, они исследуют реальность», - цитирует адвоката Яна Форрестера из White & Case WSJ. Совсем недавно Тироль вернулся к финансовым и банковским проблемам. В 2012 г. вместе с Эммануэлем Фархи из Гарварда он выработал модель оптимальной политики для спасения банков во время кризиса, определил затраты и выгоды от дешевых государственных денежных вливаний. В том же году он разработал способ, как такие центробанки, как Федеральная резервная система США или Европейский центробанк, могут помочь коммерческим банкам во время кризиса ликвидности в пополнении их активов. «Тироль сделал важный теоретический вклад в исследование ряда областей, но главное - это то, что он разъяснил, как регулировать монополии», - говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Шведской академии наук. «Его выводы помогают антимонопольным органам. Получается, что антимонопольные комиссии знают меньше самих монополий», - говорится в официальном заявлении нобелевского комитета.
«Он изменил то, как люди думают о промышленных предприятиях, он сделал гораздо больше, чем одно открытие», - приводит слова профессора Оксфордского университета Пола Клемперера Financial Times. По его словам, Тироль изменил представления людей о конкурентной политике от простой модели совершенных рынков до признания того, что разные контексты требуют разных решений. В знак признания его влияния на политиков европейский комиссар по экономическим и финансовым вопросам и бывший министр финансов Франции заявил, что работа Тироля освещает путь, по которому европейские политики должны следовать до конца кризиса.

Сложные модели

В основе работ Тироля математические модели, через которые он описывает монополии, олигополии и рынки. Ему удалось показать особенности функционирования платежных систем и телекоммуникаций. В конце 1990-х гг. Тироль стал автором пророческих работ о важности наличия у банков доступа к ликвидным активам, сейчас по всему миру органы банковского регулирования и надзора требуют банки держать больше таких средств. Вместе с коллегой Жан-Жаком Лаффонтом (умер 10 лет назад) они разработали модель действующих монополий и определили, как государство должно устанавливать для них цены. Позже он исследовал двусторонние рынки, где и торговец, и клиент взаимодействуют с поставщиками. Например, в Google и рекламодатель, и пользователь сайта - потребители. «Это рынок, у которого есть две стороны, конечно, регулирование требует нестандартных методов. Если мы говорим о Google, то потребители его услуг бесплатно получают возможность искать информацию. Но рекламодатели платят довольно много. Такая же ситуация с платежными системами», - сказал Тироль, после того как нобелевский комитет назвал его лауреатом (цитирует The Economist). На основе этой двусторонней модели рынка Тироль и его коллеги разработали тест для определения сборов провайдеров банковских карт - при его использовании потребитель может узнать, не завышены ли эти сборы. Европейская комиссия (ЕК) использовала разработанный им метод для возбуждения антимонопольного дела против MasterCard и Visa Europe. В 2013 г. ЕК начала расследование деятельности MasterCard на предмет соответствия антимонопольным правилам ЕС в отношении операций с банковскими картами. Ранее, в 2007 г., власти также проводили расследования и суд признал компанию виновной в незаконном взимании трансграничных сборов. В отношении Visa Europe расследование было закрыто в феврале этого года, после того как компания предложила снизить ряд комиссий за операции по дебетовым и кредитным картам до 0,3% от суммы транзакции, что на 40-60% меньше прежнего уровня.

Важны и работы Тироля по ограничению монопольной власти. «Особенно важно ограничение монопольной власти финансового сектора, который из служанки мировой экономики превратился в господина. Это ограничивает развитие», - приводит мнение главы Института экономики РАН Руслана Гринберга ТАСС. По его словам, в работах Тироля переплетаются вопросы неравенства и отсутствия покупательной способности у широких слоев населения, раньше это решалось с помощью кредита, который обеспечивал искусственный экономический рост, но после кризиса этого уже нет, а финансовый сектор тем не менее продолжает править.

Сам Тироль считает, что антимонопольное регулирование развивается в правильном направлении, активно поддерживает европейскую интеграцию и отстаивает формирование банковского союза ЕС для сглаживания противоречий между странами.