Почему массовые сокращения пока не привели к существенному росту безработицы

Низкий уровень безработицы – как низкая температура при некоторых болезнях – не означает выздоровления

Отечественный рынок труда становится более противоречивым, а тенденции на нем не всегда поддаются простым объяснениям. Вчера министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил: «Несколько недель подряд регистрируемая безработица почти не растет». Оптимистичный рапорт прозвучал после серии сообщений о сокращениях и подготовке массовых увольнений в частном и государственном секторах. На днях «Ростех» объявил, что сократит почти половину управленцев – 40 000 из 85 000. До сих пор административно-управленческий персонал составлял в «Ростехе» 18%. Вчера об увольнении 8000 работников на предприятиях «Тракторных заводов» в Чувашии сообщило правительство республики. Серьезные проблемы в машиностроительной отрасли. В январе – феврале приостановили работу Тверской и Демиховский вагоностроительные заводы, планируются сокращения или вынужденные отпуска на «Уралвагонзаводе» и у других поставщиков РЖД. Сокращение 6300 из 7800 работников на Челябинском тракторном отложено с мая на сентябрь. Лихорадит автопром. Концерн GM планирует прекратить сборку автомобилей на большинстве заводов и уволит 800 работников в Ленинградской области. «Камаз» ввел неполную рабочую неделю и попросил средства на организацию общественных работ и обучение сотрудников. «АвтоВАЗ» провел основные увольнения еще в 2014 г., а теперь планирует сократить еще 2% работников (1100 человек), «Вольво-Восток» в Калуге намерена уволить 30%. Федеральная пассажирская компания планировала сократить 5700 человек (8%). Значительные сокращения планируются и на госслужбе (в большинстве регионов – 10%).

Но в ряде регионов масштаб сокращений выше: в Ярославской области – 20%, в Москве – 30%, а в Подмосковье аж 45%. Полицию предполагается сократить на 10% штатной численности, уволив примерно 90 000 человек.

Почему увольнения пока не привели к существенному росту безработицы? Не все объявленные увольнения впоследствии реализуются, а многие осуществляются не одномоментно и не сразу попадают в статистику. Влиятельные губернаторы и директора предприятий, декларируя большие сокращения, добиваются бюджетных средств. В конце марта Минтруд сообщил о выделении 1,87 млрд руб. на переподготовку и общественные работы для сотрудников Тверского и Алтайского вагоностроительных заводов, ВАЗа и «Камаза» (всего на общественные работы и обучение запланировано выделить 52,2 млрд руб.). Губернаторы стремятся продемонстрировать Москве стабильную занятость и уговаривают работодателей не торопиться с увольнениями.

С начала 2015 г. зарегистрированная безработица выросла на 12,1% с 893 000 до 1 млн человек, а неполная занятость – в 1,77 раза до 291 000 человек. Реальная безработица по состоянию на середину марта, по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, с начала года выросла на 243 000 человек до 4,4 млн (5,8% экономически активного населения).

Уволенные предпочитают не регистрировать свой статус. Вчера вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что теневая занятость с начала года увеличилась на 5%. Эти данные едва ли точны, но тенденция оттока работников в теневой сектор налицо, отмечает Владимир Гимпельсон из НИУ ВШЭ. Люди не доверяют государству с его низкими пособиями и постоянно меняющимися правилами пенсионных и социальных отчислений и предпочитают работать на себя. Низкий уровень официальной и реальной безработицы – как низкая температура при некоторых болезнях – не означает выздоровления. Куда идут увольняемые, мы точно не знаем. Показательно, что 55% опрошенных в 2008–2011 гг. на сайте независимого профсоюза полиции полагали, что сокращенные сотрудники МВД после увольнения пойдут в криминал, 27% – что в наемные работники и лишь 7% предположили, что уволенный создаст свой бизнес.