«Мегафон» и Tele2 заметно снизили тарифы в регионах

Участники рынка боятся тотальной ценовой войны
Тарифы Tele2 снизились в 17 регионах, где в середине июня акцию «Удар по ценам» начал «Мегафон»/ Андрей Гордеев / Ведомости

В начале августа Tele2 понизила часть тарифов в регионах, некоторые – в разы. Например, в Смоленской области тариф «Мой онлайн+» уменьшился с 500 руб. в месяц до 180 руб. (в пакет добавилось 100 минут разговоров, а интернет-трафик сократился на 5 Гб). В Тульской области стоимость пакета «Мой онлайн» снизилась с 299 до 150 руб. (Tele2 добавила в него 150 минут разговоров, и их стало 450). Аналогичные изменения произошли и в других регионах, с тарифами в которых ознакомились «Ведомости». В Москве оператор тарифов не менял.

О значительном снижении тарифов речи не идет, оператор улучшил условия некоторых тарифных планов в 30 регионах, настаивает представитель Tele2 Ольга Галушина. Во многих случаях абонентская плата не менялась – оператор просто включил в тарифы больше услуг, объясняет она: стратегия Tele2 – предлагать абонентам наиболее выгодные тарифы с точки зрения соотношения цены и наполнения.

Тарифы Tele2 снизились и в 17 регионах, где в середине июня акцию «Удар по ценам» начал «Мегафон». Большинство тарифов этого оператора снизилось в 1,5–3 раза. Например, пакет «Включайся! Смотри» в Воронежской области подешевел с 600 до 400 руб., а в Курганской области тариф «Включайся! Общайся» – с 450 до 150 руб. «Мегафон» хочет предложить абонентам с любым достатком, включая абонентов Тele2, возможность тестировать самый быстрый мобильный интернет, объясняет представитель оператора.

В регионах, где понизил тарифы «Мегафон», традиционно сильны позиции Tele2 – «Мегафон» локально пытается отвоевать у конкурентов часть молодежной аудитории, считает руководитель аналитической компании Content-Review Сергей Половников. У МТС и «Вымпелкома» просто нет мотивов устраивать из-за акции «Мегафона» ценовую войну, убежден он.

Как следует из материалов МТС и «Вымпелкома», летом их базовые тарифные сетки в регионах радикально не менялись – во всяком случае, там, где обострилась конкуренция «Мегафона» и Tele2. «Вымпелком» следит за развитием ситуации и при необходимости готов принять ответные меры, передал «Ведомостям» его гендиректор Василь Лацанич. Изменения тарифов – обычный маркетинговый инструмент, который операторы используют на постоянной основе, хладнокровен представитель МТС Алексей Меркутов. В июне МТС меняла тариф «Мой безлимитище» в нескольких десятках регионов, где-то снижая, а где-то незначительно повышая его, рассказывает он. К маркетинговым кампаниям конкурентов они не имеют никакого отношения, подчеркивает Меркутов.

В последнее время ситуация на рынке была достаточно стабильной – казалось, игроки осознали губительность ценовых войн и стали заинтересованы в сохранении статус-кво, отмечает партнер KPMG Еркожа Акылбек. Начало очередного этапа ценовых войн в некоторых регионах неизбежно повлечет значительные расходы операторов, однако вряд ли в среднесрочной перспективе существенно повлияет на распределение абонентов, считает он.

В 2015–2016 гг. ценовые войны между операторами шли постоянно, напоминает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. В результате сервисная выручка сотовых компаний в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом снизилась на 0,7%, в 2016 г. – на 0,2%, напоминает он. Но с 2017 г. операторы начали выправлять ситуацию: перестали снижать тарифы, отказались от безлимитных предложений и во многом благодаря этому в 2017 г. выручка выросла на 3,8% подсчитал Анкилов. Снижение «Мегафоном» тарифов в регионах настораживает, но не обязательно перерастет в ценовую войну, надеется эксперт. В конце прошлого года в отдельных регионах тарифы снижали МТС и «Мегафон», но в тотальное обрушение цен и доходов операторов это не вылилось, говорит Анкилов.

На российском рынке наконец-то наметились признаки оздоровления, отказ от раздачи сим-карт, которые люди выкидывают, выговорив стартовый баланс или израсходовав бонусный дата-пакет, рассуждает Лацанич. «В долгосрочной перспективе желание получить быстрый прирост абонентов через раздачу или снижение цен – это плохо для рынка», – уверен топ-менеджер «Вымпелкома». Операторам нужно развивать новые технологии, обеспечивать хорошие технические возможности сети – ценовая война может замедлить или даже убить эти процессы, опасается Лацанич.