«АвтоВАЗ» впервые за пять лет получил операционную прибыль

Продажи концерна растут быстрее рынка: почти каждая пятая купленная в России машина – Lada
Почти каждая пятая купленная в России машина – Lada/ М. Стулов/ Ведомости

Основная деятельность принесла «АвтоВАЗу» 1,9 млрд руб. прибыли по МСФО за девять месяцев этого года, говорится в отчете компании. За полгода у компании был операционный убыток – 194 млн руб. А за январь – сентябрь 2016 г. – 34 млрд руб. Выручка концерна за девять месяцев выросла на 21,5% до 158,6 млрд руб., но компания по-прежнему в минусе. Чистый убыток «АвтоВАЗа» – 4,5 млрд руб. Дело в том, что процентные платежи «АвтоВАЗа» составили 7,09 млрд руб., следует из отчетности. Финансовые обязательства компании – 91,98 млрд руб.

Группа «АвтоВАЗ» надеется сохранить операционную прибыль по итогам всего года, говорит исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному развитию Штефан Мауэрер. Более точный прогноз он не назвал. Тогда это будет первая операционная прибыль с 2012 г. «АвтоВАЗ» планирует оставаться прибыльным на операционном уровне и в течение 2018 г., отмечает президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. У компании есть все шансы сохранить операционную прибыль по итогам года, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Рынок продолжает расти, курс рубля остается благоприятным, резких изменений не ожидается, поясняет он. Плюс будет сказываться эффект от проведенного ранее сокращения издержек, добавляет эксперт. Он допускает, что чистую прибыль «АвтоВАЗ» может заработать в 2018 г.

В IV квартале для «АвтоВАЗа» сохраняются финансовые риски, включая рост цен на сырье, изменение валютного курса, возможные списания и проч., предупреждает компании. Поэтому оптимизация затрат продолжится. В частности, за счет сокращения численности персонала, в том числе с помощью трудоустройства работников на предприятиях, открывающихся на территории индустриального парка «АвтоВАЗа» (например, в ноябре ожидается открытие call-центра Сбербанка). Всего в индустриальный парк уже перешли 1003 человека, до конца года к ним могут добавиться еще примерно 200 человек, по словам Мора. На трудоустройство и переобучение сотрудников «АвтоВАЗа» из бюджета выделено 440 млн руб.

«АвтоВАЗу» помогла рекапитализация, в которой приняли участие основные акционеры (Renault и «Ростех»), господдержка (с помощью госпрограмм стимулирования спроса на рынке продается 35% машин Lada в России), рост продаж, поясняют топ-менеджеры концерна.

Продажи автомобилей Lada в России (основной рынок марки) растут с лета прошлого года, весь рынок – с весны 2017 г. Но Lada продается лучше рынка: за девять месяцев продажи выросли на 17%, всех легковых и легких коммерческих машин – на 10,6%, по данным АЕБ. Почти каждая пятая проданная в России машина – марки Lada (доля марки достигла 19,6%). Увеличивать долю на рынке помогают прежде всего новинки – Lada Vesta и Lada Xray, отмечает исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Ян Птачек. По словам Мора, локализация этих моделей – примерно 80 и 70% соответственно, их производство приносит компании прибыль. На этой неделе «АвтоВАЗ» начнет продавать универсал Vesta и его cross-версию.

Растет и экспорт Lada, в том числе из-за низкой базы прошлого года. За девять месяцев продажи за рубеж выросли на 61,6% до 18 153 шт. По итогам года экспорт может достичь 23 000–24 000 машин и машинокомплектов (в 2016 г. – 17 275 шт.), сказал Мор. В 2018 г. экспорт сохранится на этом уровне или немного подрастет, прогнозирует он.

За девять месяцев тольяттинский и ижевский заводы группы «АвтоВАЗ» отгрузили 343 272 автомобиля и сборочного комплекта разных брендов (Lada, Renault, Nissan, Datsun) при суммарной мощности более 760 000 шт. в год. В 2020–2026 гг. группа хочет добиться полной загрузки. По прогнозу «АвтоВАЗа», российский рынок будет расти как минимум до 2020 г., а доля марки будет превышать 20%. Поможет увеличению загрузки обновление и расширение модельного ряда (появится 12 новых моделей) и продолжение контрактной сборки.