«Базэл» предлагает грузоотправителям и операторам работать через посредника

Это повысит прозрачность рынка
Через специальную информационно-торговую площадку операторы смогут арендовать вагоны, а грузоотправители – «заказывать перевозку»/ Е. Разумный/ Ведомости

Холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» разработал проект целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок до 2020 г. 2 ноября заместитель гендиректора «Базового элемента» Вадим Гераскин представил документ Совету операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших операторов) и гендиректору Первой грузовой компании (ПГК, крупнейший оператор) Олегу Букину – он курирует в партнерстве разработку целевой модели рынка до 2020 г. (копия документа есть у «Ведомостей»). Представитель СОЖТ подтвердил получение предложений от «Базэла», как и его коллега из ПГК.

Предложения «Базэла» будут рассмотрены вместе с другими моделями, сказал представитель ПГК. СОЖТ разработает свою версию целевой модели до конца ноября, говорит представитель организации.

Действующая модель рынка железнодорожных перевозок действует до 2015 г. Следующую модель – до 2020 г. – правительство должно принять в начале 2016 г. Этот документ определяет правила игры для всех участников рынка и ложится в основу нормативных документов, регулирующих отрасль.

«Базэл» в своих материалах пишет, что за время реализации модели рынка до 2015 г. развилась конкуренция, снизилась стоимость перевозки и выросло качество обслуживания. Но этого, по мнению холдинга, недостаточно (см. график). И «Базэл» придумал, как улучшить ситуацию.

Главная новация холдинга – наладить взаимодействие грузоотправителей и операторов через специальную информационно-торговую площадку (форма ее организации не конкретизирована). Через нее операторы смогут арендовать вагоны, а грузоотправители – «заказывать перевозку», отмечается в материалах «Базэла». Через площадку операторы будут регистрировать и долгосрочные контракты с грузоотправителями, передал через пресс-службу «Базэла» Гераскин. «Долгосрочные контракты крайне важны для промышленных предприятий», – подчеркнул он. Но сейчас такие договоры непубличны.

Основная польза торговой площадки – экономия на порожнем пробеге, на оплату которого приходится существенная доля расходов операторов. Например, 45% операционных денежных расходов Globaltrans пришлось как раз на порожний пробег, раскрывала компания в презентации. Площадка позволит грузоотправителям экономить на оплате порожнего пробега вагона благодаря оптимизации работы парка, говорит Гераскин. Сокращение порожнего пробега на 10% дает операторам около 1,2 млрд руб. экономии ежегодно, отмечает он. «Учитывая, что четверть порожнего пробега избыточна, экономия может достичь 3 млрд руб.», – добавляет Гераскин. Кроме этого появление общей информационно-торговой площадки повысит прозрачность работы РЖД, считает «Базэл». Топ-менеджер компании-грузоотправителя, напротив, опасается, что такая площадка может стать такой же монополией, как и РЖД. «Если вы хотите прозрачности, потребуйте ее от РЖД», – говорит собеседник «Ведомостей».

Аренда вагонов через информационно-торговую площадку не должна быть обязательной, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Такая площадка может охватить лишь сегмент небольших отправок, добавляет он. Сейчас на так называемые повагонные отправки приходится 30% всех перевозок.

А вот краеугольную проблему железнодорожной отрасли – быть РЖД перевозчиком или владельцем инфраструктуры – «Базэл» предлагает решить не в пользу либерализации: РЖД должна остаться общесетевым перевозчиком, так как стимулов для привлечения частных инвестиций в локомотивы нет. Такая же позиция и у совета потребителей при РЖД (он передал свою модель рынка правительству в августе). Потребители предлагают оставить РЖД «гарантирующим» перевозчиком, который будет конкурировать с частными перевозчиками. Но тарифы на услуги инфраструктуры и гарантирующего перевозчика будут фиксированы на несколько лет. Лишь Минэкономразвития предполагает либерализовать локомотивную тягу на отдельных тупиковых ветках.