Саудовская Аравия теряет позиции на нефтяном рынке

Новая стратегия крупнейшего в мире экспортера нефти помогает его конкурентам
Саудовская Аравия сокращает поставки нефти в США и пытается закрепиться в Азии, но там идет жесткая борьба за рынок в том числе с Россией/ Hasan Jamali/ AP

Доминирование Саудовской Аравии на нефтяных рынках снижается. Сокращение добычи, предпринятое ею ради поддержания цен на нефть, меняет глобальные маршруты поставок нефти и помогает таким конкурентам, как Иран, Россия и США.

Из-за резкого снижения добычи Саудовская Аравия спешит покинуть рынок США, уступая позиции американским производителям сланцевой нефти, говорят люди, знакомые с нынешней саудовской стратегией. Ее экспорт в США за неделю по 10 марта сократился на 426 000 баррелей в день по сравнению с предыдущей неделей, по данным Управления энергетической информации США (EIA). Это самое резкое снижение с тех пор, как Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) в ноябре решила сократить добычу.

Такое падение было умышленным, утверждают источники, и Эр-Рияд стремится увеличить поставки в Азию. Но в Китае, одном из самых быстрорастущих нефтяных рынков в мире, Саудовская Аравия уступает России, свидетельствуют данные китайской таможни. На других рынках, включая Францию, Испанию и Италию, ее опережают Иран и Ирак, согласно Международному энергетическому агентству (МЭА).

Отказ Эр-Рияда от полноценной борьбы за эти рынки отражает компромиссы, на которое идет королевство ради поддержания цен. Населению страны приходится привыкать к снижению доходов бюджета, также приближается запланированное IPO нефтяной госкомпании Saudi Aramco. «Саудовская Аравия испытывает экстраординарное давление изнутри и снаружи», – говорит Жан-Марк Рикли из Женевского центра политики безопасности.

Много лет приоритетом Саудовской Аравии было сохранение рыночной доли. Когда в 2014 г. начался обвал цен на нефть, саудовцы выступили против снижения добычи ОПЕК, чтобы не потерять долю на ключевых рынках. Но нынешняя стратегия Эр-Рияда могла показаться невообразимой еще несколько лет назад.

В США производители сланцевой нефти воспользовались восстановлением цен, вызванным решением ОПЕК сократить производство. С тех пор, по данным EIA, они нарастили свою добычу на 412 000 баррелей в день. Часть этой нефти пошла на американский рынок, но США также увеличили экспорт нефти более чем на 1 млн баррелей в день в этом году. В свою очередь Саудовская Аравия с октября сократила добычу примерно на 800 000 баррелей в день. Это на 60% больше обещанного ею и свидетельствует о серьезном намерении саудовцев стабилизировать нефтяной рынок. «Стабилизация требует принести в жертву рыночную долю», – говорит вице-президент консалтинговой фирмы Wood Mackenzie Алан Джелдер.

Саудовская Аравия уже давно постепенно уходит с рынка США, который когда-то был для нее самым привлекательным. Если в 1990-х гг. на ее долю приходилось почти треть импорта нефти в США, то в ноябре 2016 г. – только 12%, согласно EIA. При этом Саудовская Аравия продолжает доминировать на мировом рынке. По ее заявлениям, она не использует мощности по добыче примерно 2 млн баррелей в день. Это означает, что Эр-Рияд способен быстро наращивать или снижать добычу, влияя на цены.

Но отступлением саудовцев могут воспользоваться конкуренты. Россия, которая тоже согласилась сократить производство нефти, добывает ее на близком к рекордному в постсоветский период уровне. Добыча Ирака, второго по величине производителя нефти в ОПЕК, тоже почти на рекордном уровне. Ирану картель и вовсе позволил нарастить производство.

Представители России и Ирака утверждают, что привержены сокращению добычи и не пытаются извлечь выгоду за счет саудовцев. Министерство нефти Ирана отказалось от комментариев.

Хедж-фонды «переворачиваются»

Спекулятивные инвесторы, еще недавно в рекордных количествах игравшие на повышение цен на нефть, теперь увеличивают ставки на их снижение. По данным регуляторов и бирж, за последнюю отчетную неделю нетто-количество длинных позиций по фьючерсам и опционам на нефть марок Brent и WTI в мире сократилось на рекордные 153 млн баррелей. При этом почти половина сокращения (на 70 млн баррелей) пришлось не на закрытие длинных позиций, а на открытие коротких. Нетто-количество длинных позиций сокращается третью неделю подряд. Это частично стало причиной, а частично – следствием падения цен: Brent с начала марта упала с более чем $56 до почти $50 за баррель, а WTI – с $54 до почти $47 за баррель. «Рост запасов и нефтедобычи в США вкупе с сомнениями в эффективности усилий по ее сокращению ОПЕК и присоединившимися к ней странами помог спровоцировать давно назревшую коррекцию, заставив [продавать нефть] фонды, которые неделями покупали контракты на стагнирующем рынке», – указывает Оле Хансен из Saxo Bank. Длинные нетто-позиции все еще остаются на высоком уровне (более чем на 820 млн баррелей), так что риски их дальнейшего сокращения в случае разочарования участников рынка сохраняются, отмечает Financial Times. Во вторник к 19.30 мск Brent стоила $51,14, а WTI – $47,66.

Даже до соглашения ОПЕК поставки саудовской нефти на крупные европейские рынки заметно снижались. С июля по октябрь 2016 г. ее поставки в Испанию, Италию и Францию уменьшились на 11%, согласно МЭА. В то же время Иран отправлял на экспорт хранившуюся у него нефть с 3%-ной скидкой к ценам конкурентов из ОПЕК. В результате экспорт иранской нефти в Европу с августа по декабрь 2016 г. вырос на 45%, по данным Clipper Data.

В Азии Саудовская Аравия тоже испытывает проблемы. По данным Energy Aspects, в 2015 г. на ее долю приходилось 15% импорта в Китай, а в 2016 г. – 13%. Эр-Рияд стремился нарастить долю на азиатском рынке, но в прошлом году «Роснефть» опередила Saudi Aramco в борьбе за крупного индийского нефтепереработчика Essar Oil.

Саудовский король Салман сейчас находится в месячном турне по Азии, в ходе которого рекламирует инвесторам IPO Saudi Aramco и ищет покупателей на саудовскую нефть. Так, Saudi Aramco договорилась инвестировать $7 млрд в НПЗ в Малайзии. Как отмечает Джелдер из Wood Mackenzie, хотя сейчас саудовцы и теряют рыночную долю, они пытаются обеспечить себе ее в будущем.

Эр-Рияд также старается повысить гибкость своих операций, чтобы удовлетворить новых потребителей. Так, в Китае Saudi Aramco увеличивает продажи независимым НПЗ, которые предпочитают индивидуальные поставки, а не долгосрочные контракты. Кроме того, саудовцы стремятся продавать больше нефтепродуктов, а не сырой нефти, так как это коммерчески выгоднее. «Они пытаются играть на опережение», – говорит о коллегах представитель саудовской нефтяной отрасли.

Перевел Алексей Невельский