Владелец «Пятерочек» доставит покупки из российских и зарубежных онлайн-магазинов

Через пять лет пункты выдачи откроются почти в каждом магазине компании – «Пятерочках», «Перекрестках» и «Каруселях»
Доставка интернет-заказов – способ для X5 удержать существующих и привлечь новых покупателей в магазины компании / Светлана Холявчук/ ТАСС

X5 Retail Group собирается создать инфраструктуру для доставки заказов сторонних интернет-магазинов и агрегаторов. Прежде всего речь идет о заказах непродовольственных товаров в российских и зарубежных магазинах. Об этом говорится в конкурсной документации, с которой ознакомились «Ведомости». Представитель ритейлера подтвердил: группа работает над таким проектом.

Как будет работать доставка от Х5

X5 хочет создать сортировочные центры, попутную логистику как части логистики группы и пункты выдачи заказов, в том числе автоматические постаматы в подавляющем большинстве магазинов своих сетей, следует из документации. Группа управляет магазинами у дома «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель».

Пилотный проект размещения постаматов в магазинах сетей X5 планируется на январь-июнь 2019 г., говорит представитель ритейлера. Проект будет тестироваться в центральной России.

Ритейлер рассчитывает получать заказы от партнеров, везти их в распределительные центры (если заказ зарубежный - забирать после растамаживания), сортировать, привозить в постаматы и обрабатывать возвраты. Как сказано в документации, на первом этапе среди партнеров будут до двадцати крупных сторонних ритейлеров, будут задействованы до 500 магазинов X5. После этого X5 может масштабировать проект на все склады и магазины, доведя через пять лет число сторонних продавцов-партнеров до 2000, а пунктов выдачи - до19 000 магазинов. Сейчас у X5 более 12 000 магазинов. Насколько планируется увеличить сеть через 5 лет, представитель компании не говорит. X5, следует из ее документов, ориентируется на то, что в 2023 г. сможет обрабатывать до 1 млн заказов в сутки.

Цена доставки

На автоматизированные пункты выдачи в 19 000 магазинах может потребоваться 12-15 млрд руб., оценивает гендиректор крупного оператора постаматов PickPoint Надежда Романова. По числу пунктов выдачи X5 может стать заметным участником рынка, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин. Сейчас, по его данным, лидирует Почта России с 42 000 отделений. Если в ближайшем будущем объединятся сети «Связного» и «Евросети», у них будет до 10 000 пунктов выдачи, отмечает Вирин: «Потенциально крупной сетью выдачи интернет-заказов может стать Сбербанк, который заявлял о такой возможности».

Если X5 сможет обрабатывать 1 млн заказов в день через пять лет, он может рассчитывать не менее чем на 20% рынка, рассуждает Вирин. В 2017 г, по его оценке, россияне сделали около 240 млн онлайн-заказов, с учетом трансграничной торговли общее число заказов уже в 2021 г. может превысить миллиард, а через 5 лет - 1,5 млрд посылок.

Магазины X5 удобно расположены для выдачи онлайн-заказов, отмечает Романова. Но собственные точки потребуют разработок, инвестиций в инфраструктуру и программные продукты. «У X5 Retail Group нет необходимости создавать на 100% собственную сеть. Есть варианты построения сети, в том числе по агентской модели. Например, можно установить в магазинах постаматы PickPoint или других компаний», - предполагает она.

Зачем нужен новый бизнес

Доставка онлайн-заказов «позволит предложить посетителям дополнительный удобный и востребованный сервис», говорит представитель X5 Retail Group. Выдача онлайн-заказов - это одно из самых быстрорастущих направлений в логистике и у такой разветветвленной сети, как у Х5 хорошие шансы стать серьезным игроком на этом рынке, добавляет директор по развитию «Цайняо» в России (логистическая платформа Alibaba Group) Александр Васильев.

Пункты выдачи интернет-заказов в магазинах X5 могут привлечь потребителей, которые пока не являются его клиентами и повысить лояльность покупателей, добавляет старший аналитик Райффайзенбанк Наталья Колупаева. X5 сможет зарабатывать на этой услуге, что может повысить эффективность логистики группы, отмечает она: «В целом это может быть одним из источников повышения эффективности бизнеса, учитывая постепенное насыщение рынка традиционной розницы и замедление прироста новых торговых площадей».

Другие крупные компании также ищут источники роста за пределами прямой специализации, делая ставку на новые технологии и их внедрение, напоминает Колупаева. Она приводит в пример Сбербанк, который помимо традиционных банковских услуг активно строит цифровые экосистемы – от онлайн-коммерции «Яндекс.Маркет» до технологий искусственного интеллекта и образовательных интернет-платформ. «Развитие смежных с основным бизнесом направлений нужно, чтобы обеспечить рост доходов для акционеров в будущем», - говорит аналитик.

Схожих попыток можно ожидать и от основного конкурента X5 - «Магнита». В середине февраля 2018 г. краснодарская компания подписала меморандум о стратегическом партнерстве с «Почтой России» и ВТБ. Они собираются вместе разработать концепцию нового формата. В частности, «Магнит» и «Почта» изучат возможность создать сервис доставки товаров курьерской службой «Почты России». Пресс-служба «Магнита» от комментариев отказалась.

Чьи заказы поедут в «Пятерочку»

X5 обсуждает новый проект со всеми крупнейшими российскими и иностранными интернет-торговцами, в основном по непродовольственным товарам, сказал представитель группы, не раскрыв, с кем именно.

Среди них - крупнейшая российская торговая онлайн-площадка, или маркетплейс, «Яндекс.Маркет», говорит ее представитель: «Мы готовы участвовать и поддерживать любые проекты, нацеленные как на создание инфраструктуры, так и на поддержку российских интернет-магазинов».

Из зарубежных площадок предварительные обсуждения были с китайской Aliexpress, знает источник, близкий к одной из компаний. Представитель Aliexpress это не прокомментировал.

Маркетплейс Goods, входящий в группу «М.Видео», тоже обсуждает с X5 варианты сотрудничества, говорит представитель группы Валерия Андреева. Выдача заказов в магазинах крупных сетей удобна клиентам и расширит аудиторию, пояснила она. Для самих «М.Видео» и «Эльдорадо» интересны логистические услуги в регионах, говорят их представители. Но ограничением могут стать габариты товаров, указывают они: постаматы подходят только для небольших заказов.

«Евросеть», по словам директора департамента логистики «Евросети» Максима Бобкова, пока не обсуждала сотрудничество с X5, но «рассматривает сотрудничество с новыми поставщиками».

Возможность для развития

До сих пор крупные онлайн-магазины в России предпочитали сами организовывать склады и доставку, отмечает Романова из PickPoint. Выход X5 на этот рынок не угроза традиционным операторам доставки, а скорее возможность развития электронный коммерции, рассуждает она: «Если опытный игрок сможет сделать качественный сервис, то всему рынку будет только плюс».

X5 – эксперт на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса, констатирует Романова. Но, например, у рынка одежды и обуви – свои потребности и особенности с точки зрения хранения и подборки заказов, рассуждает она: «Все зависит от того, что выберет X5, но в любом случае со временем он научится работать со всеми категориями товаров».