Производители колбас и полуфабрикатов попросили правительство о помощи

Они терпят убытки из-за резкого роста стоимости сырья и хотят добиться повышения цен в рознице
Производители колбасы и мясных полуфабрикатов терпят убытки из-за дорогого сырья/ Е. Разумный / Ведомости

Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) обратился к вице-премьеру Алексею Гордееву с просьбой повлиять на торговые сети – чтобы они поскорей рассмотрели новые, более высокие цены на продукцию мясопереработки (колбасы, полуфабрикаты и проч. – «Ведомости») и согласились с ними. Просят мясники и отрегулировать ценообразование мясного сырья – путем, как они пишут, восстановления конкурентной среды.

«Ведомости» ознакомились с текстом письма, его подлинность подтвердила исполнительный директор НСМ Екатерина Лучкина. В аппарат Гордеева письмо поступило, говорит его представитель, в ближайшее время он даст поручение разобраться в ситуации.

Мясопереработчики («Продо», «Дымов», «Останкино» и др.) с начала августа жалуются на бесконтрольный рост цен. Свинина подорожала на 30% с начала года, курятина – на 35%, отечественная говядина – на 10%, импортная – на 25%, по данным НСМ. Причиной союз называет ограничения импорта: ввоз свиней из США, Европы и др. запрещен с октября 2017 г., свинины и говядины из Бразилии – с декабря. Замороженная бразильская свинина (255 000 т, по данным ФТС. – «Ведомости») полностью шла в переработку, была стратегическим запасом и обеспечивала конкуренцию, объясняет Лучкина.

Цена свинины высока из-за запрета импорта из Бразилии, говорил и гендиректор «Русагро» (крупный производитель свинины в России) Максим Басов. Цена корректировалась, но в среднем примерно та же, что в 2017 г., уверяет Дмитрий Сергеев из «Мираторга» (крупнейший производитель свинины). Он сообщает, что «Мираторг» для колбасы покупает сырье по рыночной цене и производство экономически целесообразно.

Ситуация рыночная, считает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин: переработчики страдают от роста цен, потому что не позаботились заранее инвестировать в производство сырья или запастись им, – свиноводы увеличивают переработку, мяса не хватает тем, у кого нет сырьевой базы. «Крупные агрохолдинги в уведомительном порядке повышают цены», – сетует Лучкина.

Похожая история с курицей, знает Басов: некоторые производители в сложной финансовой ситуации, а конкуренты не могут удовлетворить спрос. Но цена на потребительскую продукцию пока не выросла, знает он: нужно время согласовать повышение с торговыми сетями. С апреля – мая переработчики стали уведомлять о повышении цен, в июне – июле обращения участились, говорит представитель «Ленты»: «Где-то рост объективен, но в большинстве случаев отказываем».

Никто не может заставить сеть принять условия поставщика, договорные отношения закон не регулирует, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков, но соглашается, что сложилась объективная ситуация для повышения закупочной цены. С мясом ситуация особенно сложна, говорит Беляков: покупательная способность ограничена и спрос на мясную продукцию сокращается.

Если розничная цена растет из-за роста стоимости закупки, то с задержкой от двух недель до месяца, продолжает он. Как правило, ритейлер не перекладывает сразу весь рост закупочной цены на потребителя: если мясная продукция в закупке дорожает на 10–15%, то в рознице – на 5–7%, говорит Беляков.

Представители X5 Retail Group, Metro, «Дикси», «Магнита», «Ашана» не ответили «Ведомостям».