Онлайн-торговля пока не угрожает крупнейшим российским продуктовым сетям

Доля интернета не превысит 1% продовольственного рынка в ближайшие три года, по прогнозу Moody’s
Онлайн-торговля продовольствием никак не может составить конкуренцию традиционной рознице/ Евгений Разумный / Ведомости

Продажа еды через интернет в России будет расти двузначными темпами – примерно по 20% год, но в ближайшие три года доля онлайна на розничном продовольственном рынке не превысит 1%. Об этом говорится в отраслевом обзоре рейтингового агентства Moody’s, посвященном российской розничной торговле. В 2018 г. на интернет пришлось менее 0,5% продаж продуктов в России, напоминают эксперты.

Агентство Infoline оценивало онлайн-рынок продовольствия в России за 2018 г. в 23 млрд руб. (+50% – годовой рост). Продажи товаров повседневного спроса, включая непродовольственные, например бытовую химию и косметику, товары для животных, по оценке этого же агентства, дали более 150 млрд руб. оборота за 2018 г. Оборот всей розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в 2018 г. составил в стране 15,1 трлн руб., по данным Росстата.

Крупнейший онлайн-продавец продуктов питания «Утконос» со столь консервативным прогнозом не согласен. Продажа еды онлайн в России может перепрыгнуть отметку в 1% рынка в ближайшие годы, в Москве эта планка уже взята и через 2–3 года доля может дойти до 4–5%, прогнозирует гендиректор «Утконоса» Дэнни Перекальски.

Онлайн-продажи еды за последние годы выросли в разы, доставкой продовольствия интересуются традиционные розничные сети, напоминает управляющий сервиса доставки продуктов из магазинов iGooods Григорий Кунис. В пример он приводит сотрудничество его сервиса с «Магнитом» и гипермаркетом «Глобус». Растут бюджеты на рекламу онлайн-продаж, расширяется география доставки, продолжает Кунис, поэтому превышение 1% рынка реально.

Директор по стратегии и электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Леонид Довладбегян ожидает, что к 2025 г. онлайн-продажи еды займут 2% рынка, а в Москве и Санкт-Петербурге показатель, конечно, будет выше.

Moody’s считает, что онлайн-продавцам будет трудно стать серьезной угрозой традиционным розничным сетям – из-за структурных преград. Затраты на обработку и доставку заказов высоки (300–400 руб. на заказ), розничная цена товаров относительно невелика, а покупатели не доверяют качеству скоропортящихся продуктов.

По данным Куниса, сейчас у большинства сервисов доставки расходы на исполнение одного заказа, включая сборку, доставку и эквайринг, – 450–600 руб. «Дороже у кого-то получается сделать, дешевле – пока нет даже при наличии хороших технологий. Во многом дороговизна связана с температурными режимами (их три), индивидуальным отбором продуктов для клиента и тяжестью заказов – в iGooods это 27 кг в среднем», – разбирает ситуацию Кунис. Главная преграда для быстрого роста рынка сейчас, по его мнению, – слабая информированность людей об услуге доставки продуктов: «Здесь кроется гигантский потенциал. Чем больше сервисов и ритейлеров пропагандируют такую услугу, тем больше вероятность быстрого роста онлайн-рынка».

Из-за структурных препятствий и из-за того, что онлайн-торговля находится еще на ранней стадии развития, собственные онлайн-площадки крупного российского ритейла в основном убыточны или работают в ноль, пишет Moody’s.

Наиболее активен в онлайн-продажах крупнейший ритейлер в России – X5 Retail Group. У него есть собственный интернет-супермаркет «Перекресток», его магазины у дома «Пятерочка» и гипермаркеты «Карусель» сотрудничают с несколькими сторонними сервисами доставки.

«Магнит», по словам его представителя, понимает важность развития онлайн-торговли и интерес потребителей к электронной коммерции, это направление значимо для компании. Сейчас, продолжает он, «Магнит» изучает варианты, как создать предложение для покупателей.

Специализированные продуктовые сети и технологические компании стараются создать новую нишу на рынке продовольственной торговли в России, указывают аналитики Moody’s. «Но позиции нынешних лидеров в ритейле могут помочь защитить сильная переговорная позиция с поставщиками и развитая сложная инфраструктура поставок», – полагают они.

«Я не думаю, что новые технологические проекты и чистые онлайн-ритейлеры смогут наравне конкурировать с традиционными игроками», – рассуждает Кунис. У традиционных крупных сетей действительно гораздо лучше закупочная цена и есть технологии хранения и доставки продуктов с тремя температурными режимами в большое число точек, рассуждает он: «Но новые проекты могут давать технологии, которыми будут пользоваться традиционные ритейлеры».

Чистые онлайн-игроки влияют на традиционных ритейлеров, соглашается Довладбегян из «Перекрестка»: они стимулируют внедрять цифровые технологии и возможность делать покупки любым удобным способом как часть предложения покупателю.