ФАС одобрила продажу крупной лизинговой компании «Трансфин-М»

Для этого претенденту на актив – Алексею Тайчеру – пришлось разорвать связи с РЖД
Денис Абрамов / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила продажу крупной лизинговой компании – «Трансфин-М». Продавцом выступает НПФ «Благосостояние» (контролируется структурами РЖД), покупателем – «ТФМ-гарант» (70% у Алексея Тайчера, 30% – у топ-менеджеров компании «Трансфин-М»). Об одобрении сделки «Ведомостям» рассказали сотрудник одной из транспортных компаний и три человека, близких к разным сторонам сделки. Одобрение было получено в четверг, уточнили двое из них.

ФАС удовлетворила ходатайство «ТФМ-гарант» с предписанием, уточнил представитель службы. «Компания должна проводить независимую коммерческую политику, обеспечить мониторинг цен по всей цепочке стоимости сдачи вагонов в аренду, а также завершить корпоративные процедуры», – пояснил он.

Представитель «ТФМ-гаранта» подтвердил получение одобрения от ФАС. «Благодаря конструктивному диалогу сторон в процессе рассмотрения ходатайства удалось достичь взвешенного решения, позволяющего компании в ближайшее время завершить сделку», – сказал он. Параметры сделки и сроки ее завершения собеседник «Ведомостей» не раскрыл. НПФ «Благосостояние» от комментариев отказался.

«Трансфин-М» входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний. За 2018 г. ее лизинговый портфель (вагоны, авиационная и автомобильная техника и пр.) составил 290 млрд руб., по данным рейтингового агентства «Эксперт РА». Компания получила чистую прибыль 4,4 млрд руб. по МСФО. Общий парк грузовых вагонов компании, по ее данным, на 1 июня составлял около 53 000 шт.

«Благосостояние» продает лизинговый бизнес из-за особенностей регулирования НПФ. С 2018 г. ЦБ ввел стресс-тестирование пенсионных фондов, и при наличии больших инвестиций в один актив его пройти сложно. 15% портфеля НПФ «Благосостояние» стоимостью 400 млрд руб. приходится на вложения в акции и облигации «Трансфина-М», приводил данные человек, близкий к фонду.

В июне люди, близкие к фонду и к «Трансфину-М», рассказали «Ведомостям», что НПФ «Благосостояние» нашел покупателя на «Трансфин-М» в лице компании, контролируемой Тайчером. Актив был оценен почти в 35 млрд руб., эту цифру подтверждал представитель фонда. По словам собеседников «Ведомостей», предполагается, что сделка пройдет на заемные средства, кредит предоставит ВТБ. Представитель банка от комментариев в пятницу отказался.

Но в июле ФАС отложила рассмотрение ходатайства о сделке. Служба потребовала «полного устранения аффилированности с РЖД на уровне акционеров, руководства и хозяйственной деятельности». После этого Тайчер покинул пост советника РЖД (он был им на общественных началах), а также вышел из совета директоров ее «дочки» – Федеральной грузовой компании (ФГК), сообщали РЖД и ФГК.

«Это [будет] крупнейшая сделка на рынке лизинга подвижного состава», – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Появление у «Трансфина-М» сильного стратегического инвестора позволит повысить гибкость и эффективность компании и позитивно скажется на конкуренции на рынке лизинга подвижного состава», – уверен он.

«Алексей Тайчер обладает уникальным опытом на рынке: он создавал Первую грузовую компанию, реструктуризировал бизнес "СГ Транса", выводил из кризиса рынок в 2016 г. Для него выводить новый бизнес на рынок – привычное дело», – комментирует председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Основные риски текущей сделки связаны с количеством вагонов в стране – их профицит на рынке растет, замечает он. «В то же время консолидация парка может обеспечить рынку определенную передышку», – отмечает Иванкин. По его мнению, у Тайчера в ближайшее время будут и другие сделки на рынке: «В 2020 г. мы увидим хорошего крупного игрока».

В июле РБК сообщил, что бизнесмен хочет приобрести парк вагонов у «ВЭБ-лизинга» (около 42 000 шт.) и объединить их с «Трансфином-М». Об этом же «Ведомостям» говорил человек, знакомый с планами «Трансфина-М». В случае слияния объединенная компания может войти в пятерку крупнейших операторов подвижного состава России (например, у лидера рынка – ФГК почти 135 000 вагонов). Модель сделки может быть разной – как покупка, так и управление парком, пояснил в пятницу, 23 августа, «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Трансфина-М».

«ВЭБ.РФ обсуждает с участниками рынка различные способы использования своего парка вагонов, – говорит представитель компании. – Наша цель – найти оптимальную целевую структуру управления и акционерного владения. Говорить о конкретных решениях пока преждевременно».

По мнению Бурмистрова, в случае с «Трансфином-М» целесообразен выход из сегмента лизинга воздушных судов и развитие в сегментах подвижного состава, портового оборудования, спецтехники для горнодобывающей и угольной отрасли, морского флота. На первом этапе новые бенефициары «Трансфина-М» будут решать вопросы повышения эффективности управления парком вагонов, который передан в операционный лизинг, продолжает Бурмистров. Поэтому в 2019 г., вероятнее всего, программа увеличения парка будет консервативной, считает он.