«Русская сталь» жалуется на ограничения РЖД при поставках на восток

Компании вынуждены переориентировать экспорт продукции из-за карантина в Европе
Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация «Русская сталь» (объединяет крупнейшие российские сталелитейные компании), губернаторы двух областей – Мурманской Андрей Чибис и Курской Роман Старовойт – обратились к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой обеспечить недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре для вывоза экспортно ориентированных грузов в восточном направлении. Три письма были ими отправлены в апреле. «Ведомости» ознакомились с копиями документов. Подлинность письма «Русской стали» подтвердили собеседники «Ведомостей» в трех компаниях, входящих в ассоциацию. Два человека в компаниях знакомы с содержанием письма губернатора Курской области. Представитель правительства Мурманской области подтвердил, что письмо от имени губернатора было отправлено. 

Разворот на восток

«Русская сталь» в письме сообщает, что компании черной металлургии регулярно сталкиваются с трудностями при планировании сбыта продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и доступа к железнодорожной инфраструктуре при транспортировке грузов по Восточному полигону. При этом даже своевременно поданные заявки на перевозку продукции горно-металлургического комплекса отклоняются РЖД.

Весной 2020 г. ситуация усугубилась карантином в европейских странах. Из-за остановки производств в странах Восточной и Западной Европы спрос на продукцию горно-металлургического комплекса в регионе падает. «Восточные железнодорожные маршруты транспортировки грузов становятся для российских металлургов безальтернативными», – указывает «Русская сталь». 

Старовойт в письме Белоусову приводит пример Михайловского ГОКа (принадлежит «Металлоинвесту» холдинга USM Алишера Усманова). Ситуация вынуждает компанию «искать новые рынки сбыта в целях сохранения объемов производства». На экспорт ГОК поставляет 47% железорудной продукции, один из приоритетных рынков – страны АТР. Но увеличение экспорта железорудного сырья в регион может быть обеспечено только железнодорожным транспортом, пишет губернатор: «В сложившихся условиях вызывает озабоченность проводимая работа по изменению условий доступа к железнодорожной инфраструктуре восточного направления». Представитель «Металлоинвеста» от комментариев отказался. 

Экспортно ориентированная продукция горнодобывающих предприятий Мурманской области отнесена к наименее приоритетной по очередности перевозки, сообщает первому вице-премьеру губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Это несет существенные риски для грузоотправителей и, как следствие, может привести к простою предприятий и росту социальной напряженности. В Мурманской области расположены кировский «Апатит» «Фосагро» (основные бенефициары – семья Андрея Гурьева и ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко) и Ковдорский ГОК «Еврохима» Андрея Мельниченко. Это крупнейшие в стране производители апатитового концентрата – сырья для производства фосфорных удобрений. 

Уголь лидирует

РЖД реализует комплекс мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона с целью ликвидации «узких мест» для обеспечения дополнительного объема перевозок грузов российских компаний, говорит представитель монополии. Мероприятия первого этапа развития БАМа и Транссиба были разработаны в строгом соответствии с заявками, полученными от грузоотправителей, в основном представителей угольной отрасли, подчеркнул он. 

Доля угля в структуре погрузки РЖД в 2019 г. составляла почти 30% – 372 млн т. На Восточном полигоне уголь является основным грузом РЖД: 85% грузопотока в сторону портов занято им, или около 76% провозных мощностей, приводит данные аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода. Всего провозная возможность сети РЖД в восточном направлении сейчас составляет 113 млн т. Но угольщики недовольны методикой распределения этих провозных мощностей. Это следует из письма губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева вице-премьеру Михаилу Мишустину. Губернатор отмечает, что действующий порядок не обеспечивает прозрачного распределения пропускных и провозных способностей инфраструктуры. «Ведомости» ознакомились с копией документа. О письме также сообщал РБК

Коронавирус нарушил логистику

Возить сталь в восточном направлении нецелесообразно, поскольку тариф на перевозку существенно увеличит себестоимость продукции, говорит старший директор АКРА Максим Худалов: «К тому же потеснить китайский экспорт стали на рынках АТР практически невозможно». Доступ к железнодорожной инфраструктуре на восток сейчас принципиален для тех компаний, которые экспортируют продукцию добывающих дивизионов, уверен он, именно в их поддержку и выступает «Русская сталь». Восточное направление важно для производителей минеральных удобрений, добавляет он. В регионе высокий спрос: часть активов по производству удобрений простаивала в период китайского карантина.

Из-за карантинов снижается не только спрос на сырье на европейских рынках, нарушаются логистические цепочки, говорит директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. Стабильные цены на железную руду и ее востребованность со стороны восстанавливающейся сталелитейной отрасли Китая сделали бы ее экспорт на восток рентабельным, но восточное направление перегружено углем, сказал Халиков. Курская и Мурманская области расположены близко к европейской границе – короткое транспортное плечо делало поставки в страны ЕС рентабельными для региональных производителей железной руды, продолжает эксперт, также существенная доля железорудного экспорта приходилась на черноморские порты. Перевозки железной руды на экспорт выросли почти на 60% с начала апреля, привел данные представитель РЖД.

Сейчас дефицит пропускных возможностей РЖД в восточном направлении составляет порядка 30–50 млн т, приводит данные собеседник «Ведомостей» в крупной компании-операторе. Исходя из планов РЖД провозные возможности на восток должны увеличиться до 180 млн т к 2024 г. и до 210 млн т к 2025 г., напоминает он, при этом 195 млн т предполагается отдать именно на перевозку угля. Планы по расширению провозных мощностей восточного направления на 2020 г. – 11,9 млн т (с 113 млн до 124,9 млн т), говорит Никода. «Если все эти новые мощности занять углем, то дефицит провозных мощностей составит порядка 10–15 млн т», – говорит эксперт. По оценкам Никоды, сейчас он достигает 20–25 млн т. 

Основная проблема – отсутствие четкой методики планирования перевозок в восточном направлении, отмечает собеседник в компании-операторе. План перевозок на следующий месяц утверждается в последние дни предыдущего, компании-грузоотправители до последнего не знают, какая часть их заявок будет удовлетворена, в таких условиях трудно планировать производство, отгрузки и инвестиции, говорит он. Раньше рыночные условия позволяли перебрасывать часть отгрузок на западные направления, по которым почти 100% заявок всегда удовлетворялось, а сейчас грузоотправители зависят от восточного направления, говорит он. По его словам, около 40% заявок грузоотправителей по восточному направлению отклоняются. Сейчас на восточном направлении все провозные мощности задействованы по максимуму, заявки удовлетворяются в соответствии с текущими возможностями инфраструктуры, пропорционально между всеми грузоотправителями, говорит представитель РЖД. Для переориентации части грузопотока с перегруженного восточного направления были предоставлены максимальные скидки на перевозку в порты Юга и Северо-Запада, отметил он. 

Представители «Русской стали», «Фосагро», «Еврохима» от комментариев отказались. Представитель правительства служебную переписку комментировать не стал. В секретариате Белоусова и правительстве Курской области на вопросы «Ведомостей» не ответили.