Бизнес-омбудсмен предложил дополнительно поддержать транспортную отрасль

Он считает нужным приостановить установку системы ГЛОНАСС, не проводить рейдовые проверки
Максим Стулов / Ведомости

Из-за распространения новой коронавирусной инфекции предприниматели уже снизили автомобильные пассажирские перевозки на 70%, в  том числе существенно упали грузовые перевозки, а туристические перевозки прекратились полностью. Об этом сообщил 22 апреля бизнес-омбудсмен Борис Титов первому вице-премьеру Андрею Белоусову. «В этих условиях отрасль нуждается в существенной поддержке и снижении объема регуляторных требований», – пишет он. «Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель Титова подтвердил ее подлинность. В секретариате Белоусова на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Дополнительно к уже действующим мерам поддержки Титов предлагает еще несколько. Среди них – перенесение срока оборудования тахографами транспортных средств  на год, т. е. до 1 июля 2021 г.; приостановление на такой же период оснащения системой ГЛОНАСС транспорта категории М2, М3 (предназначены для перевозок более восьми пассажиров) и N (перевозка опасных грузов). Следует также предоставить льготу по оплате транспортного налога за 2020 г. для грузового транспорта в сумме оплаты, произведенной по системе «Платон» за тот же период, пишет бизнес-омбудсмен. 

Он поддерживает законопроект, который приостанавливает до 1 июля 2021 г. действия статей КоАП в части ответственности при применении контрольно-кассовой техники водителями и кондукторами в салоне транспортного средства. По мнению Титова, следует обсудить с Банком России возможность пересмотра условий договоров обязательного страхования пассажиров в части уменьшения размеров страховых премий для транспортных компаний; предусмотреть субсидии лизинговым компаниям и кредитным организациям, заключившим договоры с пострадавшими транспортными предприятиями. Кроме того, до 1 января 2021 г. Титов предлагает не проводить рейдовые осмотры транспортных средств.

Предлагаемые меры выглядят понятными и обоснованными, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Сейчас очень важны от государства действия, связанные с регулярными послаблениями, а именно с переносом некоторых изменений, которые требуют от перевозчиков значительных расходов. Также не хватает инструментов налоговой поддержки в условиях, когда выручка перевозчиков резко сократилась». Эти меры, конечно, не решают проблему резкого падения спроса в пассажирском сегменте, но могут поддержать компании во II квартале, чтобы они избежали банкротства. Ситуация в сегменте грузовых перевозок сейчас очень сложная, а пассажирских – просто катастрофическая, продолжает Бурмистров. «Но, в отличие от авиасообщения, автомобильные пассажирские перевозки могут начать восстанавливаться несколько быстрее, и здесь проще обеспечить защитные меры, в том числе социальную дистанцию», – отметил он.

Транспортная отрасль фактически первой попала под удар введения ограничительных мер на фоне борьбы с распространением COVID-19, причем в апреле давление на отрасль резко усилилось, говорит инвестиционный стратег «БКС премьера» Александр Бахтин: «Предлагаемый перечень мер, включая снижение фискальной нагрузки и перенос сроков вступления новых требований по оснащению транспортных средств системами контроля, видится целесообразным в текущих реалиях. Реальная эффективность предлагаемых мер будет определяться тем, на какие совокупные меры поддержки сейчас смогут пойти власти». Заметное давление на сегмент перевозок сохранится даже после снятия ограничительных мер на фоне существенного сокращения совокупного спроса в экономике, заключает он.