НПЗ могут обязать продавать до 15% бензина на бирже

Такие предложения обсуждают Минэнерго, ФАС и нефтяники
Андрей Гордеев / Ведомости

Нефтяным компаниям дали указание нарастить продажу топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) «в возможно короткий срок», следует из протокола совещания в Минэнерго (есть у «Ведомостей»). Объем реализации бензина Аи-92 и Аи-95, продаваемого на бирже, должен быть увеличен не менее чем до 11% от объема производства, дизеля – не меньше 7%. В министерстве подтвердили подлинность документа, но от разъяснений отказались. Начальник управления ФАС Армен Ханян, участвовавший в совещании, сообщил «Ведомостям», что ведомство предложило поднять нормативы еще выше: по бензину – до 15%, по дизтопливу – до 9%. По мнению службы, это позволит минимизировать колебания цен и объемов предложений на биржевых торгах и даст позитивный посыл участникам рынка с точки зрения недопущения ажиотажного спроса.

Сейчас нормативы по продаже на бирже для нефтяников – не менее 10% бензина и 6% дизтоплива. Спрос на бензин в стране начал резко расти в мае – июне на фоне снятия карантина, ситуацию усугубили начавшиеся традиционные летние ремонты на НПЗ. Это привело к резкому увеличению стоимости топлива в опте. В частности, в мае Аи-92 на СПбМТСБ подорожал на 23,6% до 49 600 руб./т, Аи-95 – на 27,4% до 51 900 руб./т. За неделю с 29 июня по 5 июля топливо несколько раз ставило антирекорды: в частности, стоимость Аи-95 на бирже переваливала за 62 000 руб. В то же время на АЗС, по данным ЦДУ ТЭК, с мая по июль Аи-92 и Аи-95 подорожали в среднем всего на 0,02 руб./л.

Независимые АЗС (не принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям) на совещании в Минэнерго также предлагали поднять планку обязательной поставки топлива на биржу до 15% для бензина и до 7,5% для дизеля, следует из протокола. Это подтвердил «Ведомостям» президент Российского топливного союза (РТС; объединяет отраслевые союзы и ассоциации) Евгений Аркуша. Он отметил, что АЗС оказались в критической ситуации и сейчас работают в убыток. Вслед за оптовыми уже начали расти и розничные цены на бензин практически во всех регионах России, хотя пока в пределах инфляции, добавил он. Нефтепереработка в последние недели, по словам Аркуши, начала наращивать выпуск горючего, но не поспевает за спросом. Поэтому в первую очередь нужно увеличивать ликвидность и объемы поставок по всем каналам – и в опте, и в рознице, считает глава РТС. И лишь во вторую очередь наращивать торговлю на СПбМТСБ. С этим согласен собеседник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний. Демпфирующий механизм, работающий сегодня в обратную сторону (НПЗ платят в казну за поставки на внутренний рынок), привел к тому, что вся нефтепереработка в минусе. Поэтому нужно менять положение самих НПЗ, принудительное увеличение объемов биржевых торгов проблемы не решит, поясняет он.

Биржевые продажи топлива ряда крупнейших компаний сократились в июне, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. Так, на середину месяца «Лукойл» снизил поставки на биржу на 37% по сравнению с маем 2020 г. (и на 30% год к году), «Сургутнефтегаз» – на 22% по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. Выпадающие объемы замещает «Роснефть» (на компанию приходится порядка 40% биржевых объемов): поставки выросли на 4%, или на 4200 т. В «Роснефти» заявили «Ведомостям», что в июне на бирже компания продавала 17% бензина и 13% дизеля. В «Сургутнефтегазе», «Лукойле», «Газпром нефти» и «Татнефти» данных не предоставили.

Александр Новак
глава Минэнерго

«Регуляторный механизм настроен таким образом, чтобы цены не поднимались выше инфляции. И сегодня предпосылок к этому нет».

Аркуша добавил, что биржевые нормативы необходимо пересматривать не из-за сложившейся ситуации, а на перспективу, они существенно не менялись с 2013 г. В РТС также считают, что стабилизировать ситуацию могла бы отмена эмбарго на импорт топлива в Россию (действует до 1 октября).

НПЗ начали активно наращивать поставки топлива и до конца недели цена в опте должна скорректироваться, в зависимости от этого и будет принято окончательное решение о биржевых нормативах, сказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Вслед за активизацией работы НПЗ начали расти поставки на биржу. По данным СПбМТСБ, объемы реализации нефтепродуктов в июне составили 1,75 млн т, что на 9,5% больше к тому же периоду 2019 г. К маю объемы торгов выросли на 19,9%.

По словам главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, с начала июля нефтяники действительно запускают почти все мощности первичной и вторичной переработки нефти, законсервированные ранее из-за коронавируса или находящиеся в ремонте. В целом прирост действующих мощностей основных процессов по производству автобензина – каталитического риформинга и изомеризации – составит в июле 550 000 т в месяц при месячном выпуске автобензина около 3 млн т.

Рост объемов биржевых торгов должен снять остроту дефицита топлива на внутреннем рынке, но быстро увеличить объемы переработки будет сложно, соглашается аналитик по товарным рынкам «Открытие брокера» Оксана Лукичева. С августа ожидается увеличение добычи по соглашению ОПЕК+ на 2 млн барр./сутки, что несколько упростит задачу нефтяным компаниям и НПЗ, добавила она. По ее мнению, также было бы логично возобновить импорт топлива в страну.