Natura Siberica намерена увеличить долю экспорта в выручке до 30% в 2024 году

Компания выйдет на рынки пяти новых стран и планирует начать работу в Китае
Natura Siberica при выходе в КНР столкнется с насыщенностью местного рынка / Антон Денисов / РИА Новости

Natura Siberica (косметические бренды Organic Shop, Organic Kitchen, Planeta Organica, «Рецепты бабушки Агафьи») в ближайшее время начнет продажи своей продукции в Индонезии, Боливии, Индии, Новой Каледонии, а также на Ямайке. Об этом «Ведомостям» рассказал генеральный директор группы Феликс Либ. По его словам, компания в 2024 г. планирует увеличить долю от продаж на международных рынках до 30% в общем объеме. В 2023 г. на экспорт приходилось 20% выручки группы (25 млн евро), уточнил Либ. По средневзвешенному курсу евро за прошлый год эта сумма эквивалентна 2,3 млрд руб., соответственно, вся выручка – около 11,5 млрд руб. Данные по доле экспорта в выручке за 2020–2022 гг. топ-менеджер предоставить отказался.

Выручка ООО «Натура Сиберика» (головное юрлицо группы) по РСБУ в 2023 г. составила 4,85 млрд руб. против 5,1 млрд в 2022 г. Чистая прибыль – 24,8 млн руб. за 2023 г. против 399 млн руб. годом ранее.

Продукция Natura Siberica будет представлена в Индии и на Ямайке на местных маркетплейсах (Nykaa, Cliq, Flipkart, Reliance и др.), в Боливии и Новой Каледонии – в розничных сетях (в том числе французской Carrefour), пояснил Либ. В Индонезии товары будут реализованы через аптеки Boots и Guardians.

В 2025 г. Natura Siberica планирует выйти на рынок Китая (второй в мире по объему), говорит Либ, уточняя, что технологи компании уже разрабатывают концепцию для региона и специализированные линейки. Основным каналом продаж станут маркетплейсы, но Либ не исключает открытие собственных торговых точек. Сейчас Natura Siberica объединяет 66 розничных магазинов, 4 завода и 4 фермы, говорится на ее сайте. Продукция компании поставляется в 90 стран.

Сейчас многие российские косметические компании хотят выйти на международный рынок для повышения престижа своего бренда, мирового признания и др., говорит член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. Но на деле это доступно лишь крупным представителям отрасли, добавляет представитель Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. Например, на зарубежных маркетплейсах (Amazon, Tmall и т. д.) представлена продукция российского бренда Synergetic.

$8 млрд

составил в 2023 г. объем индийского косметического рынка, по оценке Российской парфюмерно-косметической ассоциации. Рынки Боливии, Ямайки, Новой Каледонии за тот же период оцениваются менее чем в $1 млрд

Из указанных Либом стран самый перспективный косметический рынок – в Индии, отмечает Дычева-Смирнова. Он пока не насыщен, поэтому при правильном позиционировании компания сможет занять нишу, отмечает она. В 2023 г. объем индийского рынка составил порядка $8 млрд, подчеркнула эксперт. Рынки Боливии, Ямайки, Новой Каледонии оцениваются менее чем в $1 млрд, говорит Дычева-Смирнова.

Кроме того, индийский рынок, по ее словам, перспективнее китайского. С Дычевой-Смирновой соглашается представитель Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены, который отмечает, что на косметическом рынке Китая сейчас представлено множество местных и зарубежных производителей.

Та же ситуация, по его словам, наблюдается в Индонезии. Рынок страны Дычева-Смирнова оценивает в $8 млрд. Особой популярностью там пользуется халяльная продукция, так как население – преимущественно мусульмане, уточнил представитель. По этой причине выход в эти страны для Natura Siberica будет непростым и потребует серьезных инвестиций для продвижения бренда, отметил он. Объем инвестиций на эти цели может составить не менее $3 млн, по оценке генерального директора DSM Group Сергея Шуляка.

В данном случае мы видим, что компания хочет успеть занять нишу на трех больших рынках, отмечает Дычева-Смирнова. В то же время Natura Siberica хочет получить место и постепенно развиваться в двух более скромных и не совсем очевидных, но перспективных странах, подчеркивает она. Например, Ямайка сейчас считается очень перспективным туристическим направлением в мире, сообщила эксперт.

Natura Siberica была основана в 2008 г. бизнесменом Андреем Трубниковым. В 2021 г. он умер, после чего между его родственниками начался конфликт. На доли в компаниях группы стали претендовать его дети, а также вдова Анастасия Трубникова, которая на момент кончины основателя Natura Siberica находилась в бракоразводном процессе. Весной 2023 г. АФК «Система» купила 100% компании.