У ЦБ появился повод повысить ключевую ставку

Хотя факторов за ее сохранение пока больше
Ключевой фактор риска – высокая волатильность на финансовых рынках по всему миру, а также возврат инфляции к цели ЦБ в 4% чуть быстрее прогнозов регулятора, в том числе и прежде всего из-за внешних факторов, объяснила Набиуллина/ Андрей Гордеев / Ведомости

Риторика ЦБ постепенно ужесточается. До сих пор его сотрудники лишь намекали, что ключевая ставка может начать двигаться не только вниз, но и вверх. Во вторник же председатель ЦБ Эльвира Набиуллина впервые предупредила о появлении факторов в пользу повышения ставки. Оснований снижать немного, «если не сказать, они отсутствуют», есть основания для ее сохранения и появились «некоторые факторы, которые позволяют «положить на стол» и вопрос возможного повышения ставки», сказала она (ее цитирует «Интерфакс»).

На заявление Набиуллиной, наложившееся на негативный внешний фон, рынок госдолга отреагировал ростом доходности – у 10-летних ОФЗ она достигла 8,8% впервые с декабря 2016 г. Рынки сигнал восприняли и теперь учитывают в котировках возможность роста ставки, большинство инвесторов – на 0,5 п. п. до 7,75% уже на заседании ЦБ 14 сентября, пишут аналитики «Сбербанк CIB». До сих пор большинство аналитиков ждали сохранения ставки. Лишь один из 17 опрошенных Reuters в конце августа экономистов прогнозировал ее повышение в сентябре и трое – до конца 2018 г.

Набиуллина ключевым фактором риска назвала высокую волатильность на финансовых рынках по всему миру, а также более быстрый возврат инфляции к 4%, прежде всего также из-за внешних факторов. На прошлой неделе антирекорды побили валюты сразу нескольких стран: до исторического минимума падали индийская рупия, аргентинское песо, продолжил снижаться курс турецкой лиры, дешевеют валюты ЮАР и Бразилии (см. статью на этой странице).

На заседании ЦБ будет учитывать внешние риски, в том числе ситуацию на развивающихся рынках и ускорение инфляции в России, возможный рост инфляционных ожиданий, перечислила Набиуллина. За неделю с 21 по 27 августа годовая инфляция выросла до 3%, последний раз такого уровня рост цен достигал в сентябре 2017 г. Вместе с инфляцией растут и инфляционные ожидания населения – в августе на 0,2 п. п. до 9,9%, также вернувшись на уровень сентября 2017 г. Среди причин люди все чаще называли ослабление рубля и повышение НДС с 2019 г., писал ЦБ.

ЦБ с марта держит паузу в снижении ставки, трижды сохраняя ее на уровне 7,25%. ЦБ постарается сохранить ставку неизменной как можно дольше, пытаясь с ее помощью заякорить экономические ожидания, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, повышать ставку при инфляции ниже 4% странно. А вот, например, аналитики Citi ждали повышения ставки до конца года до 7,7 или 8,1% в зависимости от того, какие ограничения введут США: против нового российского госдолга или более болезненные. Основной причиной повышения они называли растущие из-за санкций инфляционные ожидания. Но отток капитала из России вызван опасениями санкций и остановить его ростом стоимости денег нельзя, не согласна Орлова. Вместо этого ЦБ уже использует другой инструмент – он приостановил покупку валюты для Минфина в сентябре, что позволит рублю получить поддержку со стороны дорожающей нефти, считает она. Это решение говорит о желании ЦБ не торопиться с повышением ставки, сказала Орлова. Главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков полагает, что ЦБ не станет этого делать до конца года, если месячный рост цен будет оставаться ниже 0,6%.

На ускорение инфляции ЦБ отреагирует повышением ставки, только если рост цен превысит 5% в годовом выражении, указывает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. К концу 2018 г. инфляция будет 3,8%, ждет Орлова, худший сценарий – ускорение инфляции до 4–4,2%. Прогноз аналитиков «ВТБ капитала» – ускорение до 4,5%, разгон инфляции до 5–6% в марте – апреле 2019 г., а затем снижение до 4,5% в декабре 2019 г. Сам Центробанк ждет инфляцию к концу 2018 г. в 4–4,5%.

Скорее всего на заседании в сентябре ЦБ будет выбирать, сохранить условия для нормализации денежно-кредитной политики (сейчас нейтральной ЦБ считает ставку в 6–7%) или дать сигнал рынку, что пока цикл снижения ставки приостанавливается, говорит Орлова. А также как он будет возобновлять валютные операции на валютном рынке, считает Исаков, от интенсивности покупок будет зависеть и траектория ставки.