У пяти компаний начался процесс исключения иностранцев из цепочки владения

Гендиректора и ведомства через суд просят приостанавливать права зарубежных структур
Целью нового закона было решить проблему потери управляемости бизнеса и его способности платить дивиденды/ Алексей Орлов / Ведомости

В отношении пяти компаний из перечня экономически значимых организаций (ЭЗО) началась судебная процедура приостановки прав их иностранных владельцев: процесс коснулся структур, которые контролируют Альфа-банк, «Альфастрахование», ритейлера X5 Group, «Азбуку вкуса» и Аршановский разрез в Хакасии. В случае положительного решения суда это позволит российским бенефициарам получить прямой контроль над компаниями.

Всего в перечне ЭЗО, утвержденном президентом, шесть компаний – «изъятие» иностранцев пока не началось у структур, владеющих производителем минеральных удобрений «Акрон».

Первыми, кто воспользовался судебным инструментом, стали бенефициары Аршановского разреза Андрей и Владимир Луневы – они 26 марта обратились в Арбитражный суд Московской области с просьбой приостановить корпоративные права кипрской Zimber Investments Ltd, которая контролирует ООО «Разрез Аршановский». Суд в этот же день принял заявление вместе с ограничительными мерами, среди которых запрет налоговой вносить в ЕГРЮЛ записи о госрегистрации любых изменений в сведения об ООО и на любые действия, связанные с ликвидацией или реорганизацией российской компании, следует из карточки дела. Луневы в иске указали, что Zimber Investments «в настоящее время имеет возможность совершить недобросовестные действия», направленные на ликвидацию ООО, утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение в новой редакции, а также изменение собственника ЭЗО и смену единоличного исполнительного органа.

Заявление в суд о приостановке прав нидерландской X5 Retail Group N.V. в отношении ООО «Корпоративный центр Икс 5» 29 марта направил Минпромторг. Дела Луневых и Минпромторга суд рассматривает в закрытом режиме.

1 апреля с соответствующими требованиями в Арбитражный суд Московской области обратился генеральный директор «Азбуки вкуса» Денис Сологуб – продуктовая сеть контролируется кипрской Demanor Investments Ltd. через ООО «Городской супермаркет». Первое заседание пройдет 26 апреля.

Минфин 24 апреля сообщил, что обратился в суд с просьбой приостановить корпоративные права кипрских ABH Financial Ltd. и Alfastrakhovanie Holdings Ltd. в отношении АО «АБ холдинг» и ООО «ЮНС-холдинг» – этим компаниям принадлежат Альфа-банк и «Альфастрахование». Данных об этом в картотеке пока нет.

Со стороны иностранных владельцев в условиях антироссийских санкций совершаются действия (допускается бездействие), которые препятствуют осуществлению деятельности системно значимого банка и одного из крупнейших в стране страховщиков, говорилось в сообщении Минфина. Минпромторг, в свою очередь, заявлял, что так как X5 Retail Group N.V. является прямым участником «Икс 5» с долей владения более 50%, «это обстоятельство создает риски причинения вреда российскому подразделению «Икс 5», России и ее гражданам», отмечал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Ограничительное изъятие

Антисанкционный закон об исключении иностранцев из цепочки владения заработал в сентябре 2023 г., его цель – решить проблему потери управляемости бизнеса и его способности платить дивиденды из-за блокировки недружественными руководящими органами решений реальных владельцев, писали «Ведомости». Закон ввел понятие и критерии ЭЗО и дал Арбитражному суду Московской области право в ускоренном порядке приостанавливать корпоративные права их иностранных владельцев. Последствия для последних – запрет на голосование на общих собраниях, распоряжение акциями или долями ЭЗО, получение дивидендов.

Заявление в суд могут подать прямые и косвенные бенефициары ЭЗО, единоличный исполнительный орган или член совета директоров, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это правительством.

Российские собственники значимых компаний должны иметь основания для приостановления корпоративных прав иностранцев. По закону они касаются обстоятельств, когда иностранные холдинги после 24 февраля 2022 г. публично заявили о прекращении деятельности ЭЗО или своем участии в ней, расторгли договоры, имеющие существенное значение для бизнеса компании, или прекратили (приостановили) исполнение обязательств по ним, направили уведомления более чем одной трети работников о сокращении штата, соблюдали санкции западных стран во вред экономике России или мешали развитию организации.

Со дня вынесения решения суда корпоративные права иностранного холдинга приостанавливаются до 31 декабря 2024 г., говорится в законе. При принятии решений собрания акционеров общее количество голосов определяется без учета «приостановленных». Но акции, принадлежащие иностранному холдингу, учитываются при определении кворума, как если бы этот акционер присутствовал на заседании общего собрания акционеров. По заявлению ЭЗО и «иных заинтересованных лиц» суд может разрешить в качестве исключения совершать сделки с долями иностранцев.

Закон позволяет значимой компании с «изъятыми» иностранцами в упрощенном режиме стать публичной. Это разрешено тем ЭЗО, у которых контролирующие иностранные холдинги сами имеют публичный статус. Так, акции X5 Retail Group будут распределены между держателями депозитарных расписок и конечными собственниками X5, а российское ООО будет преобразовано в открытое акционерное общество с листингом акций на Московской бирже.

Зачем это надо

Нередко возникали ситуации, когда директора или администраторы из недружественных юрисдикций отказывались совершать корпоративные действия в пользу российских бенефициаров, рассказывал ранее «Ведомостям» партнер Б1, руководитель юридической группы Георгий Коваленко: полноценная деятельность российских компаний могла быть затруднена или вообще заблокирована.

Еще год назад стало известно о том, что основатели Альфа-банка Михаил Фридман и Петр Авен выйдут из числа акционеров, передадут свои доли в люксембургской ABH Holdings S.A. (контролирует ABH Financial Ltd.) в размере 32,9 и 12,4% другому бенефициару – Андрею Косогову, которому уже принадлежит 40,96% холдинга. О закрытии сделки с тех пор не заявлялось, а менеджмент обсуждал различные варианты изменения схемы владения, говорил «Интерфаксу» председатель совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. Заявление Минфина – «вариант более удобной редомициляции», говорит близкий к «АБ холдингу» собеседник.

Судебное производство при приостановке прав иностранных владельцев компаний из перечня ЭЗО прежде всего позволяет провести проверку на отсутствие нарушения такой процедурой прав третьих лиц, говорит советник коллегии адвокатов «Регионсервис» Ксения Касьяненко. Административные процедуры не предусматривают необходимости такой проверки со стороны госорганов (за исключением административного судопроизводства). В связи с этим представляется, что проведение данного процесса через суд более полно обеспечивает соблюдение объективности и законности принятого решения, говорит она.

Фактически такая процедура предлагает смену домицилия компании (юридический адрес), при которой, как правило, предусмотрен exit tax (налог на выход), продолжает Касьяненко: пока иностранные правопорядки еще не отреагировали на такую процедуру, но есть вероятность, что сделают это в будущем, начав взыскивать такие налоги и обращать взыскание на имущество бенефициаров, находящееся за рубежом.

«Ведомости» направили запрос в «Разрез Аршановский» и «Азбуку вкуса».