Почему фондовый рынок растет на фоне рецессии и беспорядков в США

Некоторые инвесторы грозят новым падением, но большинство настроено оптимистично
Mark Lennihan / AP

Миллионы людей в США потеряли работу в результате пандемии коронавируса. Из-за гибели по вине полиции афроамериканца Джорджа Флойда во многих городах бушуют протесты, которые порой сопровождаются беспорядками и погромами. Выросла напряженность между США и Китаем из-за планов последнего ввести закон о национальной безопасности в Гонконге – и это после того, как отношения двух стран уже ухудшились вследствие распространения коронавируса и нежелания Пекина делиться информацией об источниках его происхождения.

Но инвесторы как будто не замечают всего этого. Если во время обвала в феврале – марте они обращали внимание только на негативные новости и фондовые индексы тогда поставили несколько отрицательных рекордов, то теперь внимание уделяется только положительным новостям о возобновлении экономической активности. В результате индекс S&P 500 вырос на 39,6% за 50 дней по 3 июня – рекорд за такой период времени. Nasdaq Composite уже снова близок к историческому максимуму, а Nasdaq-100 даже немного превысил его в ходе торгов 4 июня.

«Восстановление на Уолл-стрит было весьма впечатляющим, и теперь встает законный вопрос, насколько устойчив этот рост на фоне тяжелой рецессии» в экономике, отмечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money.

«Такова природа рынка»

Ни одна из вышеописанных проблем не имеет для инвесторов такого же значения, как хорошие новости: бизнес постепенно возобновляет работу, а правительство и Федеральная резервная система США активно стимулируют экономику, пишет рыночный колумнист The Wall Street Journal Джеймс Макинтош. Да, чей-то бизнес пострадает из-за беспорядков, но сейчас все равно мало кто ходит по магазинам и ресторанам. К тому же непонятно, акции каких именно публичных компаний стоит продавать из-за протестов, отмечает он.

Аналогичная ситуация с Гонконгом, который США собираются лишить особого торгового статуса. «В конечном счете, это маленькая территория, а будет ли финансовый центр Азии находиться там, в Сингапуре, Токио или даже Австралии, не особо волнует инвесторов в других частях света», – указывает Макинтош.

Некоторые проводят параллели между 2020 г. и 1968 г. Тогда в США тоже начались массовые протесты после убийства боровшегося за права афроамериканцев Мартина Лютера Кинга, состоялись президентские выборы, а в мире началась пандемия гонконгского гриппа, из-за которой умерло около 100 000 американцев. Несмотря на протесты, за неделю после смерти Кинга индекс S&P 500 вырос на 2,9%, за месяц – на 5,1%, а по итогам всего года – на 7,7%.

«Рынок всегда кажется бессердечным, не склонным к каким-либо эмоциям, заботе и сочувствию. Но такова его природа», – отмечает стратег Prudential Financial Куинси Кросби (цитата по CNBC). И уж точно сочувствия не испытывают торговые алгоритмы, на которые теперь приходится значительная доля биржевого оборота, добавляет он.

Только хорошее

Многие инвесторы смотрят не на нынешние проблемы, а на перспективы восстановлении экономики, и у них появляются весомые поводы для оптимизма. Хотя в последние 11 недель за пособием по безработице обратилось около 42 млн американцев, в мае она уже сократилась до 13,3% по сравнению с 14,7% в апреле, максимума с 1948 г. До публикации в пятницу данных министерства труда экономисты ожидали ее роста почти до 20%.

«Извините за задержку, на написание потребовалось больше времени, потому что, увидев цифры, я упал со стула и сломал его, – признался в отчете Джеймс Найтли, главный международный экономист ING. – Число рабочих мест в мае увеличилось на 2,509 млн, тогда как по консенсус-прогнозу ожидалось падение на 7,5 млн. Просто поразительно, учитывая медленные темпы восстановления деятельности и то, что за этот период было подано более 12 млн заявок на пособие по безработице». После публикации этих данные американские индексы открылись сильным ростом, к 18.45 мск Dow Jones прибавлял 3,6%, S&P 500 – 2,8%, Nasdaq Composite – 2%.

Инвесторы надеются, что люди смогут быстро найти работу в секторе услуг, сильнее всего пострадавшем от сокращений. «Рост занятости в этих отраслях происходит естественно, можно ожидать, что часть рабочих мест снова появится, когда экономика по-настоящему откроется», – утверждает стратег JPMorgan Asset Management Тхушка Махарадж (цитата по The Wall Street Journal).

Отрыв от реальности?

Критики считают, что фондовый рынок оторвался от реальности. К тому же появились опасения, что массовые протесты спровоцируют вторую волну эпидемии, а пострадавшему из-за беспорядков малому бизнесу станет еще сложнее возобновить работу. Бывший соратник Джорджа Сороса Стэнли Дракенмиллер заявил недавно, что ожидает волну банкротств, а надежды на быстрое восстановление экономики считает «фантазией».

«Чутье подсказывает нам, что в конце концов мировой фондовый рынок может упасть на 50% или более по сравнению с пиком в феврале», – написал в письме инвесторам Пол Сингер из Elliott Management.

Другие настроены более оптимистично. «Это рынок, который смотрит в 2021–2022 гг., на нем доминируют снятие карантинных ограничений в США, предоставляемая ФРС ликвидность и то, что дела у бизнеса немного улучшаются, а не ухудшаются», – отмечает Митч Рубин из RiverPark Capital (цитата по Yahoo Finance). По его мнению, для коррекции или обвала рынка потребуются какие-то новые негативные события, способные повлиять на будущие финансовые результаты компаний, а нынешние протесты окажутся краткосрочным явлением.

Учитывая очень серьезные антикризисные меры в денежно-кредитной и бюджетной политике, объявленные в конце марта, в Credit Suisse решили, что экономические последствия скорее всего будут ограничены резким, но временным спадом. Поэтому стали наращивать вложения. «Рынки смотрят в будущее: они перешагнули через текущие плохие экономические новости и резко выросли с минимумов. Не ждите, что они к ним вернутся, иначе рискуете совершить дорогостоящую ошибку», – заявляет Майкл Стробек, директор по инвестициям Credit Suisse.