Фильм "Экипаж": Дензел Вашингтон летит и пьет

«Экипаж» (на самом деле «Рейс», Flight) Роберта Земекиса – не фильм-катастрофа, как обещает плакат с Дензелом Вашингтоном в фуражке пилота, а драма о борьбе с бутылкой
Ему бы сейчас еще граммов двести/ paramount.com

Катастрофа в фильме, конечно, есть, и очень эффектная. Когда пассажирский самолет, на борту которого находятся 102 человека, теряет управление и входит в пике, командир экипажа Уип Уайтекер (Дензел Вашингтон) принимает парадоксальное решение, в результате чего рейс заканчивается не падением, а жесткой аварийной посадкой. Но это только разминка перед основным сюжетом. Роберт Земекис, последние двенадцать лет снимавший сплошные фильмы-спецэффекты, не для того вернулся к живому действию, чтобы фигуры высшего пилотажа показывать.

Что у них там, на внутренних американских рейсах, с медицинским контролем пилотов? После аварии в крови героического капитана находят алкоголь в количестве, при котором не то что летать, стоять опасно. Ну и еще кокаин. Тем не менее хитроумному адвокату (Дон Чидл) удается аннулировать результат медэкспертизы, запросто списав два промилле на погрешность прибора, и включить в список вероятных причин катастрофы божью волю. Свидетели того, что вытворял в небе капитан Уайтекер, тоже склонны толковать о чуде. Особенно те, кто как раз молился, когда над их головами просвистел идущий на аварийную посадку лайнер. Правда, знающие капитана люди высказываются в том смысле, что на бога надейся, а сам не бухай – хотя бы до завершения официального расследования.

Но трезвым капитан быть не умеет. К тому же он знает, что причина катастрофы – в техническом состоянии самолета, а 96 человек из 102 остались в живых исключительно благодаря капитанскому мастерству. Но фильм Земекиса длинный, и ко второму часу даже пилот-ас начинает задумываться, не состоит ли божья воля, оплаченная шестью жертвами, в том, чтобы он бросил пить.

Массовое спасение людей для Дензела Вашингтона дело привычное, правда, раньше он занимался этим на железнодорожном транспорте («Неуправляемый» и «Опасные пассажиры поезда 123» Тони Скотта). А вот роль алкоголика – настоящий актерский вызов, потому что лицо Вашингтона может служить иллюстрацией к лозунгу «Трезвость – норма жизни». Но «Оскаров» не зря дают. Дензел Вашингтон изображает на экране не пьяный угар и утренние сожаления – это было бы настолько же банально, насколько уныло. Нет, его персонаж буквально дает пьянству бой.

Он выходит на спарринг со спиртосодержащими жидкостями, как Мохаммед Али. И Земекис всякий раз снимает его встречу с бутылкой не как психологическую драму, а как поединок на ринге. Самый напряженный, разумеется, в финале: Дензел Вашингтон против мини-бара. Девять дней воздержания, и вот они смотрят друг другу в глаза – герой и холодильник, подмигивающий всеми бутылочками: «Выпей меня!»

«О, эфемерность! О, непоправимость!» – как сказал бы Венедикт Ерофеев, ибо только ему под силу описать эту созданную двумя большими голливудскими мастерами сцену.

В прокате с 15 ноября