К московскому скульптурному Аменемхету III привезли эрмитажного

Выставка «Два Аменемхета» дает повод посетить залы Древнего Египта Пушкинского музея
Профиль у царя мужественный, хотя нос отбит/ С. Портер/ Ведомости

В Пушкинский музей привезли из Эрмитажа статую Аменемхета III и поставили ее в египетском зале вместе со статуей того же царя, правившего в Египте с 1853 по 1805 г. до нашей эры. Всего, как рассказывает текст, проецируемый на экран прямо за двумя Аменемхетами, в музеях мира существует 60 статуй этого правителя Древнего Египта эпохи Среднего царства, шестого царя 12-й династии. У нас таких статуй две, причем более крупная, торжественная (ушастый царь сидит на троне) и сохранная находится в Эрмитаже, московская меньше, только бюст.

«Два Аменемхета: портреты одного царя эпохи Среднего царства» – выставка-приманка. Не секрет, что зрители – за исключением учащихся и туристов – в залы древностей заглядывают редко, и вот есть повод. Еще эта выставка по торжественному случаю – открыта к международной научной конференции «У истоков русской египтологии. К 160-летию со дня рождения В. С. Голенищева». Поскольку именно египтологу Владимиру Голенищеву (1856–1947) Пушкинский музей обязан большей частью своей египетской коллекции.

Выпускник Петербургского университета, хранитель египетского собрания Эрмитажа Голенищев начал коллекционирование для собственных научных целей и преуспел. Но когда его семья разорилась, вынужден был продать любимые древности. Их выкупило российское государство и передало почти 8000 единиц (предметы, ткани, папирусы) в открывающийся Музей изящных искусств им. императора Александра III. О чем похлопотал его директор – Иван Цветаев. На открытие музея Голенищев не приехал, очевидно, расставание с коллекцией было для него болезненно. Он поселился с женой в Ницце и надеялся, что ежегодные госвыплаты за проданные сокровища как-то его обеспечат. Но после революции пенсию платить перестали, и пришлось искать работу – место нашлось в Каирском университете.

И выставка, и конференция – достойные поводы вспомнить выдающегося ученого, чье собрание стало украшением Пушкинского музея. Ведь даже один из его символов – восхитительная ложечка для благовоний, скульптура обнаженной девочки, – из коллекции Голенищева, а датирована она как раз царствованием Аменемхета III.

До 1 мая