Почему Тоня против

У спортивной драмы «Тоня против всех» сильный актерский состав и любопытное послание
Кадр из фильма «Тоня против всех»/ Ascot Elite

Фильм режиссера австралийского происхождения Крейга Гиллеспи – реальная история победительницы чемпионата США 1991 г. в женском одиночном катании Тони Хардинг, которая стала первой в мире американкой, исполнившей тройной аксель. Но в спортивную летопись она вошла не благодаря прыгучести, а потому что оказалась замешанной в так называемом инциденте, который занимает в фильме важное, но не всепоглощающее место.

Хардинг родилась в Портленде, штат Орегон, в семье с достатком ниже среднего. В детстве вместе с отцом отстреливала зайцев, шкурки шли ей на шубки, потом, когда отцу надоело собачиться с матерью и он ушел из семьи, вся тяжесть отношений с неприветливой женщиной легла на девочку. Сначала мать ее просто поколачивала, потом, когда Тоня подросла, они дрались на равных. Когда у Тони в 15 лет появился молодой человек, быстро превратившийся в мужа, драться пришлось на двух фронтах. На коньки встала в четыре года, была вынослива и очень технична, но судьи не любили ее, потому что она красила ногти в синий цвет, выглядела как лахудра и вела себя соответственно. Иными словами, по части presentation сильно не дотягивала до высшего тогда в фигурном катании балла – шестерки.

Так в драках с мужем и скандалах с судьями и шла ее жизнь, пока не случился инцидент, навсегда закрывший Тоне дорогу на лед. Ее муж, ее телохранитель и, возможно, она сама организовали нападение на основную соперницу Тони, фигуристку Нэнси Кэригган, у которой по части presentation все было отлично.

Инцидент этот был настолько безумным и нелепым, что явно мог бы стать основой для черной комедии в духе братьев Коэн. Но Гиллеспи, кажется, так и не решил, что хочет снять: комедию о мелких мошенниках или оду стойкости национального характера. В результате при многих достоинствах (в первую очередь это актерский состав во главе с Марго Робби – Тоней и Эллисон Дженни – ее матерью: обе номинированы на «Оскара») фильм получился немного «недо» по всем направлениям. Зато с любопытным посланием.

Гиллеспи снял фильм во славу цивилизованности. Судьи, упорно не желавшие ставить Тоне высокие оценки, правы: presentation – великая сила. Потому что, если ты сдираешь шкуру с зайцев, дерешься с матерью, потом с мужем и единственное, в чем готова эволюционировать, – поменять цвет лака с синего на красный, твои тройные аксели – это путь в никуда. Они могут принести одну победу, но не сделают победителем. Поскольку большая победа – путь, на который не способен человек, движимый лишь инстинктами. И Тоня в итоге оказалась не против всех, а против себя самой.