КС пресек практику заключения срочных трудовых договоров с руководящими работниками

Судьи потребовали от законодателя уточнить понятие «руководители организаций»
Евгений Разумный / Ведомости

По закону с руководителями организаций можно заключать срочные трудовые договоры. Но вопрос, кого считать руководителем, вызывал многочисленные споры. До недавнего времени они решались в судебной практике неоднозначно. Но Конституционный суд поставил точку в постановлении от 19 декабря 2023 г. № 59-П.

Москвичка Елена Селькова в июне 2021 г. устроилась на работу в Центральный музей современной истории России начальником службы развития. С ней заключили срочный трудовой договор на три месяца. После его окончания она была уволена. Женщина попыталась оспорить свое увольнение и восстановиться на работе.

Суд первой инстанции отказал удовлетворить требования Сельковой, сославшись на руководящий характер ее должности. Это решение было отменено в апелляционном порядке: судьи посчитали, что отнесение должности к категории руководящей еще не делает работника «руководителем организации». Кассация признала верным вывод суда первой инстанции.

После этого Селькова обратилась в КС.

Тонкости закона

КС признал противоречащим Основному закону положение абз. 8 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса (ТК). Согласно ему, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон с руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Судьи сочли содержание этой нормы неопределенным. Ведь на практике она порождает неоднозначное толкование и, следовательно, возможность произвольного применения в отношении работников.

Определение понятия «руководитель организации» в трудовом законодательстве есть. Согласно ст. 273 ТК, это физическое лицо, которое в соответствии с нормативными актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Исходя из этой формулировки, еще в 2015 г. пленум Верховного суда указал, что глава 43 ТК (она регулирует особенности труда руководителя организации) не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации или отдельными ее структурными подразделениями. Например, она не относится к худрукам театров, руководителям филиалов, директорам представительств.

Несмотря на это, даже в самом Верховном суде некоторые судьи продолжали настаивать на том, что руководители отдельных структурных подразделений «по смыслу статьи 273 ТК» являются руководителями, а значит, с ними может быть заключен срочный трудовой договор (например, определение от 22 января 2018 г. № 58-КГ17-18).

Но был и еще один аргумент в пользу того, что срочные договора можно заключать с руководителями всех звеньев. Статья 59 ТК не относится к главе 43 ТК. А следовательно, «руководителями» надо считать не только лиц, выполняющих обязанности единоличного исполнительного органа, но и любых работников с управленческими полномочиями.

КС усмотрел в этом долю истины. По его мнению, ТК «не отождествляет не только понятия «руководители организаций» и «руководитель организации», но и понятия «руководитель организации» и «руководитель структурного подразделения организации».

Суд возложил на законодателя обязанность устранить эту неопределенность, внеся необходимые изменения в законодательство. Пока же этого не сделано, нельзя заключать новые срочные договора с работниками, замещающими должность руководителя структурного подразделения организации. Уже заключенные срочные договоры считаются заключенными на неопределенный срок.

«Со стороны законодателя логичным было бы не ограничиваться изменением только статьи 59 ТК, поскольку для «руководителей организаций» ТК предусматривает и иные особенности регулирования труда (помимо тех, которые приведены в главе 43), – считает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Юлия Раченкова. – Например, статья 70 ТК предусматривает возможность устанавливать руководителям организаций и их заместителям увеличенный срок испытания (6 месяцев)».

Правоприменительная практика

Опрошенные «Ведомостями» компании и эксперты уверены, что решение КС практически не скажется на найме топ-менеджеров. Понятна тяга некоторых организаций к срочным контрактам, ведь это существенно облегчает увольнение, считает управляющий партнер юридической компании «Неделько и партнеры», член МРО «Деловой России» Василий Неделько. Но большинство компаний этого не делает, понимая, что это идет вразрез с требованиями и духом закона.

Представители ряда крупных компаний заверили «Ведомости» на условиях анонимности, что у них нет срочных договоров с руководителями филиалов. Срочный трудовой договор в реальном бизнесе не является общераспространенной практикой, подтверждает операционный директор HR-холдинг Ventra Лусине Абгарян, так что решение КС не скажется на найме топ-менеджмента.

Управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина говорит, что проблем с переоформлением срочного договора в бессрочный не было и нет. Для этого достаточно в любой момент подписать соглашение с одной фразой о том, что договор «считается бессрочным». Расторгать срочный договор при этом не требуется.

В принципе, можно было обойтись и без допсоглашения, продолжает управляющий партнер «РИ-консалтинг», член МРО «Деловая Россия» Елена Гладышева. Согласно ч. 4 ст. 58 ТК, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора и сотрудник продолжает работать, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы Ксения Михайличенко не рекомендует компаниям злоупотреблять срочными договорами сверх необходимого, даже если он вполне укладывается в требования абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК. По закону такие договоры должны быть заключены по обоюдному согласию.