Когда следует ожидать следующего повышения рейтинга России?


На днях одно из трех ведущих мировых рейтинговых агентств, Standard & PoorХs (S&P), повысило кредитный рейтинг России до уровня В.

Я бы сказала, что в конце года. 26 ноября ожидается погашение первого евробонда на $1 млрд. Это событие вполне может стать причиной для очередного повышения рейтинга, если ничего радикально плохого не произойдет с ценами на нефть и общеэкономическая ситуация останется благоприятной. Уровень в $18 - 20 за баррель может заставить агентства быть достаточно осторожными: способность России обслуживать внешние долги напрямую увязана с основой российского экспорта. Но если все пойдет нормально, рейтинг страны повысится до В+. Двойное повышение, до ВВ-, кажется мне маловероятным.

Наталья Орлова

Макроэкономические показатели России свидетельствуют, что рейтинг S&P должен был бы быть на одну-две ступени выше нынешнего показателя. Думаю, уже до наступления сентября S&P изменит прогноз для России на положительный. Но я буду сильно удивлен, если вскоре после этого поднимется и рейтинг. Скорее всего повышения придется ждать еще несколько месяцев.

Роланд Нэш

В результате последнего повышения мы находимся на одном уровне с Монголией, обойдя Индонезию с Суринамом. Следующее повышение возможно в конце ноября - начале декабря. Возможно, оно будет приурочено к погашению первого выпуска евробондов. По неписаным правилам S&P стабильный прогноз означает, что следующий рейтинг будет выше только на ступень. Вероятность того, что в этом году Россия достигнет инвестиционного порога - ВВ-, практически равна нулю. В лучшем случае мы достигнем его в I квартале 2002 г. Если же говорить о финансовом рынке, то российские бумаги уже торгуются, как если бы у страны был рейтинг ВВ-. Финансовые рынки оценивают кредитоспособность России выше, чем рейтинговые агентства, пересматривающие свои оценки весьма запоздало.

Александр Корчагин

При сохранении положительного платежного баланса и прежней динамики экспортных цен - а я не верю в их резкое снижение - в конце этого года нам может быть присвоен следующий рейтинг. Однако ничто не указывает на ускорение экономического роста и повышение экспортных доходов. Я опасаюсь, что уже в ближайшем будущем рост рейтинга страны замедлится из-за приближения пика выплат в 2003 г. Отрицательно могут повлиять и темпы инфляции, которые правительству явно не удастся сохранить на намеченном уровне.

Руслан Гринберг

Рейтинг страны будет повышен только на одну ступень - до В+. Произойдет это в сентябре-октябре. Именно тогда определится перспектива цен на нефть, а наш рейтинг крайне от них зависит. S&P вообще считает экономический рост России производным от мировых цен на это сырье. Именно поэтому, несмотря на отличные экономические показатели страны, агентство в этот раз повысило рейтинг не так сильно, как многие ожидали. К тому же осенью станет понятно, насколько наш экономический рост опирается на внутренние источники. Что важно для получения рейтинга, сравнительно независимого от ценовой конъюнктуры.

Михаил Матовников

Рейтинг - вещь достаточно субъективная. В методологии рейтингов существует два типа показателей. Первый - наблюдаемые. Объем задолженности, собираемость налогов, исполняемость бюджета и т. д. По этим показателям Россия давно перешла инвестиционный порог ВВВ. Проблема в том, что в эту категорию входят страны с разной структурой экономики, поэтому опираться исключительно на формальные показатели нельзя. Ключевой момент для рейтинговых агентств - их личные экспертные оценки. Кризис 1997 - 1998 гг. дал повод усомниться в адекватности рейтингов. Поэтому вполне естественно ожидать осторожной оценки перспектив российской экономики. Тем более при желании у нее можно найти массу недостатков. Если все намеченное в плане структурных реформ будет сделано, если возьмутся за решение технических проблем вроде стерилизации, повышение ждать себя не заставит. Хотя до 2003 г., думаю, максимум, на что мы можем рассчитывать, - ВВ+. Разница между В и В+ не такая уж существенная. Скорее всего мы перейдем к этому уровню в декабре, если не в январе. Но не осенью. Просто потому, что только к концу года становится понятно, что у нас творится с бюджетом, инфляцией и прочими показателями.

Евгений Ковалишин

Евгений Ковалишин