В мире: Антимонопольные органы не у дел

AP

Финансовый кризис и экономический спад существенно изменили роль антимонопольных органов в Европе. Им пришлось смириться со слияниями компаний и колоссальными объемами государственной помощи, которые были бы недопустимы в другой ситуации.

Ограничение власти антимонопольных органов уже наблюдалось во время Великой депрессии в США в 1930-х гг., сейчас наиболее ярким примером стало слияние британских банков Lloyds TSB и HBOS (Halifax Bank of Scotland), завершившееся в январе 2009 г.

Против него высказалось британское антимонопольное ведомство (OFT), посчитавшее, что сделка приведет к снижению конкуренции в секторе депозитов для частных лиц, ипотеки и услуг для малого и среднего бизнеса. Эти доводы могла поддержать британская Комиссия по конкуренции (CC), куда следовало бы передать дело OFT. Но в эту историю вмешалось правительство, изменив закон и позволив государственному секретарю по бизнесу, предпринимательству и реформе регулирования одобрить сделку в обход CC. Критики посчитали, что таким образом правительство «порвало антимонопольное законодательство на куски». HBOS мог быть спасен и без слияния с Lloyds, особенно учитывая предполагавшуюся госпомощь банкам, пишут в докладе «Антимопольная политика в кризис в Великобритании и ЕС» аналитики Американской коллегии адвокатов. (Британское правительство выделило на спасение своей банковской системы 500 млрд фунтов, решение было принято после краха ипотечной компании Bradford&Bingley и ее продажи Santander Group.) Но апелляция на решение правительства в Высший апелляционный суд Великобритании по делам о конкуренции была отклонена.

Право вмешиваться в процесс слияний и поглощений есть и у других правительств, например германского, ирландского и итальянского. Последнее получило его в августе 2008 г., приняв положение «О неотложных мерах по реструктуризации больших компаний, находящихся в кризисной ситуации», напоминают члены Американской коллегии адвокатов. Это положение не позволило итальянским антимонопольным органам заблокировать поглощение Alitalia консорциумом Compagnia Aerea Italiana, в который входил Air One, итальянский конкурент Alitalia.

Еврокомиссия меняет правила

С начала кризиса правительства по всей Европе стремились поддержать банковскую систему, чтобы защитить вкладчиков и восстановить ликвидность. Для этого предпринимались различные меры: национализация, рекапитализация, госгарантии, займы и скупка плохих активов. Большинство мер предполагало государственную помощь,использование которой противоречит правилам ЕС, т. е. незаконна без одобрения Еврокомиссией. В результате последней пришлось изменить правила, включив в них ситуацию «серьезных потрясений», и ввести ускоренную процедуру одобрения госпомощи. Комиссия отошла и от обычно долгого рассмотрения сделок слияния-поглощения. Сделка Bradford& Bingley-Santander была одобрена за рекордные 24 часа, оказание госпомощи германской Hypo Real Estate – через три дня.

С начала кризиса Еврокомиссия одобрила государственные гарантии на 2,9 трлн евро банковских кредитов и планы рекапитализации на 313 млрд евро, напоминает Economist.

Взамен еврокомиссары собираются диктовать новые правила игры. Нили Крес, комиссар по конкуренции, заявила, что ее сотрудники «занимаются тем, чем должны заниматься регуляторы банковской системы», и что банкам «больше никогда не будет позволено устраивать подобное безобразие», пишет Economist. Еврокомиссары не довольны размерами «старых» проблемных и новых, возникающих в процессе слияний-поглощений банков. Германским получателям госпомощи, таким как Commerzbank, Hypo Real Estate и Landesbank Baden-Württemberg, было предложено сократить балансы вдвое. Британские Lloyds Banking Group и Royal Bank of Scotland тоже потеряли часть активов. Планы реструктуризации других банков Еврокомиссия еще рассматривает.

В Америке никто не мешает

В США власти меньше, чем в Европе, вмешивались в процесс консолидации банковского сектора (объединение Wells Fargo с Wachovia, Bank of America с Merrill Lynch и JP Morgan с Bear Stearns), но и не препятствовали быстрым слияниям. Роль антимонопольных органов в происходящем была незначительной. Сейчас некоторые политики требуют раздробить крупнейшие банки.

Правительство «вряд ли будет противостоять слияниям в тех случаях, когда они позволяют сохранить рабочие места, – считает Ричард Уегенер из юридической фирмы Fredrikson&Byron. – Есть некоторая доля иронии в том, что сегодня мы говорим, что некоторые банки слишком большие, чтобы упасть, а завтра, когда Bank of America покупает Merrill Lynch и становится еще крупнее, испытываем облегчение. Если бы антимонопольные органы видели свою задачу в том, чтобы предотвратить создание «слишком больших» корпораций, Министерство юстиции, наверное, блокировало или приостановило бы слияние Bank of America и Merrill Lynch для тщательной оценки сделки». По мнению Уегенера, антимонопольная политика не оказывает серьезной помощи по преодолению кризиса и предпринимаемые правительством усилия, как правило, противоречат принципам свободного рынка. «Chrysler и General Motors обсуждали возможное слияние, и это не вызвало нареканий антимонопольных органов. Крах таких банков, как Lehman Brothers, не оставляет сомнений, что рынок станет более консолидированным. Мы все будем следить за действиями президента Обамы и пытаться понять, играет ли антимонопольная политика вообще какую-либо роль в выводе экономики из кризиса», – полагает Уегенер.