Долговая труба

Каспийскому трубопроводному консорциуму не хватает денег на расширение трубы: консорциум привлекает заем на $800 млн

Сегодня в Алма-Ате пройдет собрание акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Главный вопрос повестки дня – привлечение внешнего финансирования, следует из документов к собранию (есть в распоряжении «Ведомостей»). Акционерам предлагается одобрить открытие кредитной линии сроком до пяти лет на сумму до $800 млн. Процентная ставка – LIBOR + 2,65%. Кредиторами выступит пул западных банков: Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Societe Generale, HSBC, Royal Bank of Scotland, UniCredit, BNP Paribas, Sumitomo Mitsui Banking Corporation и Mizuho Financial Group.

Деньги привлекаются на расширение нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (с нынешних 30 млн до 67 млн т). Идея проекта родилась еще в 2001 г., сразу после запуска трубы, но договориться акционерам удалось только в конце 2010 г. (одному из них – ВР пришлось покинуть проект). Финансировать строительство КТК предлагал из тарифной выручки ($1,12 млрд по итогам 2011 г.), заморозив выплаты по долгам акционерам (их сумма – $4,6 млрд). Начать расплачиваться с ними планировалось с 2015 г. – после расширения трубы, когда годовая выручка компании вырастет до $2,3 млрд. А полностью погасить задолженность КТК хотел к 2018–2019 гг. и тогда же рассчитывал начать выплаты дивидендов.

Но если в 2010 г. бюджет расширения составлял $2 млрд, то в прошлом году оценка проекта составляла уже $5,6 млрд, следует из материалов консорциума к собранию акционеров в 2011 г. (есть в распоряжении «Ведомостей»). Теперь смета выросла еще на 16% до $6,5 млрд, говорит источник, близкий к одному из акционеров КТК. Дополнительный кредит сдвинет сроки окупаемости и подпортит экономику проекта, опасается он: нефтяные компании до сих пор не гарантировали консорциуму объемы прокачки под проект расширения. Нефтяники готовы подписать контракты, но не в тех объемах, что просит КТК, а некоторые участники проекта вообще сомневаются в экономической целесообразности расширения, рассказывают источники, близкие к двум участникам консорциума.

Причина очередного удорожания проекта – срыв сроков, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Отставание составляет как минимум шесть месяцев, признавал недавно вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. «Практика показывает, что любые задержки в условиях инфляции ведут к удорожанию», – предупреждал он. Несколько подрядчиков уже попросили пересмотреть стоимость контрактов, рассказывали ранее источники, близкие к акционерам КТК. «Транснефть» эти требования поддержала, а ряд иностранных участников КТК выступили против. Теперь «Транснефть» обвиняет зарубежных партнеров по КТК в срыве сроков расширения и грозит выставить счет на компенсацию убытков, говорит собеседник «Ведомостей». Точный размер ущерба пока не определен, предварительно он оценивается в несколько десятков миллионов долларов, добавляет он. По просьбе «Транснефти» вопрос об ущербе внесен в повестку сегодняшнего собрания акционеров консорциума, следует из письма Баркова в КТК (от 13 сентября, есть у «Ведомостей»). Представители КТК и «Транснефти» от комментариев отказались. Представители двух других крупнейших участников консорциума – Chevron и «Казмунайгаза» – на запрос «Ведомостей» не ответили.