Ближнему Востоку не хватает мощности

Задержка строительства в Джизане тормозит выполнение планов по строительству в Кувейте самого большого НПЗ на Ближнем Востоке/ PORTS AUTHORITY

Нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии мощностью 400 000 барр. в день, расположенный в порту Джизан на Красном море, не будет открыт в 2017 г., как планировалось ранее. В Объединенных Арабских Эмиратах НПЗ в эмирате Эль-Фуджайра (мощность – 200 000 барр.) не будет достроен не только к 2016 г., как планировалось, но и к концу 2018 г., сообщил знакомый с ситуацией чиновник. Планы по строительству в Кувейте самого большого НПЗ на Ближнем Востоке были приостановлены политической оппозицией. Завод не откроется раньше 2019 г., сообщил чиновник. Завод AL Zour мог бы увеличить нефтепереработку в Кувейте до 1,45 млн барр. в день с 930 000.

Срыв планов означает, что странам Ближнего Востока не удастся добиться снижения импорта нефтепродуктов. Пока Ближний Восток был главным поставщиком нефти на мировом рынке, власти этих стран не развивали переработку сырья. В 2012 г. Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак вместе импортировали столько же нефтепродуктов, сколько и США, сообщает U.S Energy Information Administration.

Некоторые страны Ближнего Востока пытаются изменить ситуацию. По данным BP Statistical Review, объемы нефтепереработки на Ближнем Востоке увеличились до 9,428 млн барр. в день в 2014 г. с 6,476 млн в 2000 г.

Саудовская Аравия, являясь крупнейшим экспортером нефти, хочет стать в 2017 г. вторым крупнейшим экспортером нефтепродуктов. За последние два года она увеличила обработку нефти на 800 000 барр. в день благодаря двум новым НПЗ. «Мы больше не ограничиваемся экспортом сырой нефти», – заявил министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими в феврале.

Новая программа сказалась на экспорте Саудовской Аравии: его снижение в мае подтвердило, что страна стала перерабатывать больше нефти. Но задержка строительства в Джизане тормозит выполнение планов. Нефтепереработка – это шанс для стран Персидского залива и, если они не воспользуются им, то продолжат зависеть от импорта, говорит руководитель Kuwait Petroleum International Кямаль аль-Харами.

WSJ, 3.08.2015, Наталия Рябцева