От редакции: Отказ от репутации

Научные, профессиональные и человеческие репутации – важнейший общественный институт. Его повседневное действие помогает начертить неформальную, но очень четкую границу между приличным и недопустимым: научным знанием и шарлатанством, настоящим тушением лесного пожара и смонтированным снимком, подлинником и имитацией. Без его существования трудно воспитать лидеров, чей моральный авторитет бесспорен для большинства и не зависит от богатства и высокой должности. Репутации – не всегда достаточное, но необходимое условие для меритократического отбора элиты.

Развернувшаяся в последние месяцы деятельность Минобрнауки по очищению научных репутаций и упорное сопротивление этому процессу со стороны заинтересованных лиц и структур – один из индикаторов состояния государства и действующих институтов. Ведомство, в частности, боролось с плагиатом в диссертациях и, если говорить шире, с имитацией исследований и дискредитацией подлинного престижа российской науки. Опасавшиеся потерять лицо и статус влиятельные политики и общественные деятели перешли в контратаку, обвиняя министра Дмитрия Ливанова и его заместителя Игоря Федюкина в организации «вакханалии по обвинению всех и вся в наличии фиктивных диссертаций, ученых степеней» (слова депутата Вячеслава Никонова).

Подобные ситуации возникают не только в России. Но обычно в результате обнародования фактов фальсификаций в научных работах со своих постов уходят плагиаторы, а не те, кто вывел их на чистую воду. Скандалы с фальшивыми степенями и диссертациями недавно вспыхнули, например, в Германии в 2011 г. и в Венгрии в 2012 г., где в недобросовестном цитировании работ уличили министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга и президента Пала Шмитта.

Реакция первых лиц и последующие кадровые решения демонстрируют отношение государства к нечестным чиновникам и институту репутаций. Гуттенберг добровольно ушел в отставку. И Шмитт тоже. В России заявление об уходе вчера подал заместитель министра образования и науки Игорь Федюкин, занимавшийся, в частности, и фальшивыми диссертациями (см. статью на стр. 02).

Эта отставка вряд ли повредит его будущей карьере, скорее укрепит его репутацию. Сдав принципиального чиновника под аппаратным давлением ректоров псевдовузов и плагиаторов, Владимир Путин и Дмитрий Медведев дали высокопоставленным лицам сигнал о безнаказанности атак на реформаторов в будущем.

Это утверждение о том, что научные степени можно рассматривать как погоны, а не как оценку исследовательского труда со стороны научного сообщества. Представление о том, что степень имеет денежный или иной меркантильный эквивалент, приводит к инфляции подлинных авторитетов, облегчает их подмену хорошо или плохо замаскированной копией.

Сохранение репутаций, восстановление института после длительного периода разрушения даже в отдельной области, будь то наука, общественная деятельность или искусство, в перспективе облегчит строительство дееспособного государства и полноценную селекцию кадров. Это трудная задача, поскольку возрождение подлинных авторитетов подрывает бизнес немалого числа влиятельных людей, чья карьера и положение в обществе основаны на покупных символах статуса.