Татьяна Лысова: Откровенное интервью Геннадия Тимченко

«Если понадобится, завтра же передам все государству». Геннадий Тимченко, владелец Volga Group

Тимченко из тех старых друзей нашего президента, чей бизнес неимоверно вырос и окреп в годы правления Владимира Путина, и именно про него президент любит рассказывать, что тот ничего не приватизировал и «подарков» от государства не получал. Начав еще на советских связях с торговли нефтепродуктами, он стал совладельцем крупных строительных компаний, газодобывающего «Новатэка», нефтехимического «Сибура», банка, страховщика и много чего еще. И вдруг вот это неожиданное «завтра же передам все государству» в не менее неожиданном интервью непубличного человека, живущего по принципу «кому надо - все знают, а остальным и ни к чему». В чем необходимость сейчас заверять широкую публику в том, что он «работает на Родину» и готов ей все отдать? Ведь ему достаточно просто сказать об этом «кому надо».

Из бизнесменов сравнимого масштаба подобные публичные заявления делали лишь двое, и каждый раз для этого были причины. Еще в 1998 г. Владимир Потанин предлагал государству забрать у него бесплатно нефтехимический комбинат, и там ситуация была абсолютно ясной: неэффективное предприятие, по мнению олигарха, производило «отрицательную стоимость» и цена его была нулевой. Государство такой «подарок» не приняло. Спустя девять лет о готовности поделиться с государством своим активом - долей в UC Rusal - в интервью Financial Times рассказал Олег Дерипаска. «Если государство скажет, что мы должны его отдать, мы его отдадим, - сказал он. - Я не отделяю себя от государства. У меня нет других интересов». Очень похоже на нынешние заявления Тимченко, только что не дословно. Тогда многие сошлись во мнении, что публичная демонстрация лояльности со стороны Дерипаски была скорее связана с предстоящим IPO UC Rusal, а не с конкретным желанием властей получить долю в компании. Во всяком случае, спустя всего год, когда в разгар кризиса бизнесмен просил государство о помощи, идея поделиться собственностью была им отвергнута, а помощь поступила в денежной форме.

В общем, когда крупный бизнесмен вдруг начинает говорить о готовности отдать что-то государству, это обычно сигнал о желании что-то от государства получить. Фраза Тимченко про «завтра же передам все» сказана в самом конце длинного интервью, где он подробно описывает свои проблемы и неудобства от западных санкций, рассказывает, что против него готовят провокацию США, что это все цена его знакомства с руководством страны, но он от России себя не отделяет, поэтому «личными неудобствами и издержками бизнеса можно пренебречь». А еще - про то, что его компанию несправедливо отодвинули от проекта строительства участка ЦКАД, а на строительство двух футбольных стадионов его компаниям государство выделило мало денег. И вдруг - «пересматривайте, перераспределяйте бюджеты или откажемся от участия в проектах, за такие деньги строить не станем», говорит бизнесмен, работающий на страну. И в руках у него появляется табличка с цифрами «для наглядности». В общем, довольно наглядно вышло.