Мария Эйсмонт: Борьба за музей

Создатели уникального музея истории политических репрессий «Пермь-36» на территории бывшего ГУЛАГа продолжают неравную борьбу с краевыми властями за контроль над своим детищем. В руках государства земля под лагерем и восстановленные волонтерами бараки, распределение бюджетных средств и информационная поддержка в виде «разоблачений» НТВ. У АНО «Пермь-36» - собственность на экспозиции музея, репутация и почти 70 000 собранных в поддержку музея подписей.

Отъем музея репрессий у его создателей длится больше года. За это время, по словам председателя правления АНО «Пермь-36» Алексея Симонова, власть нарушала все договоренности. О распоряжении правительства края, создавшего госучреждение «Пермь-36», создатели музея узнали два месяца спустя. Директором его назначили Татьяну Курсину, жену директора АНО Виктора Шмырова (сам он тогда был серьезно болен), но через три месяца заменили на бывшую замминистра культуры края. Гражданский форум «Пилорама» не проводили уже два года: в 2013 г. сократили бюджетное финансирование, а в 2014 г. его просто не выделили, хотя обещали.

Завтра в Перми пройдет первое заседание общественного совета, о создании которого правозащитники договорились с губернатором края на совещании у первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. В совет, если следовать договоренностям, войдут девять человек, а соотношение «правозащитников» и «государственников» получится 5:4. Но у властей останутся все рычаги давления на музей - от сокращения субсидий до травли на ТВ с обвинениями в экстремизме или проверки документов у иностранных экскурсантов.

Как видят память об эпохе Большого террора государственники, демонстрирует репортаж НТВ: бывшие лагерные охранники ведут корреспондента по экспозиции музея, вспоминая, какими были сидевшие тут «бандеровцы» и «фашисты» (неловкости при этом никто не испытывает). Странно ожидать другого, ведь и футболки со Сталиным - ходовой товар.

Надежда, что конфликт удастся уладить и музей сохранится в прежнем виде, ничтожно мала. Само существование памятника жертвам тоталитарного советского государства противоречит политике властей, с благословения которых в Россию возвращается символика и дух тоталитарного государства. Но музей памяти жертв репрессий - это не комплекс строений, над которым можно потерять контроль, и не передвижные экспозиции, которые остаются у их создателей. Это еще и программы исторического просвещения учителей и учеников, которые очень нужны именно сегодня.