От редакции: Возможности и риски поведенческой политики

Люди принимают многие решения автоматически, а не действуют как рациональные субъекты. Выбор может совершаться полу- или бессознательно и бывает продиктован стереотипами, надеждой на социальное одобрение, даже приятным запахом у полки в супермаркете.

До сих пор этот секрет Полишинеля был известен экономистам, маркетологам, психологам и социологам, изучающим человеческое поведение. Но анализ поведения весьма полезен и политикам. Он важен, когда регулятивный дизайн предоставляет людям выбор. Например, если работники сами решают, направлять ли обязательные отчисления со своих зарплат в пенсионные накопления или на выплаты нынешним пенсионерам, результат будет во многом зависеть от того, какую опцию сделать базовой.

Теперь бихевиористы проникли и во Всемирный банк. «Доклад о всемирном развитии - 2015» доказывает правительствам развивающихся стран, что знания о поведении граждан могут быть полезны и им.

Например, предлагая колумбийцам записывать детей в школу в день получения зарплат и пособий, можно добиться увеличения доли обучающихся. А обязательное снабжение граждан, собирающихся взять кредит под сотни процентов годовых, инструкцией, показывающей, как начисляются проценты и сколько они составят, снижает популярность кабальных кредитов. Важны и социальные нормы. Бедняки в Индии исправнее возвращали кредиты, если были объединены в группы и знали, как ведут себя другие заемщики.

Много может дать разрушение стереотипов. В одном из экспериментов в Индии дети из низших каст решали сложные задачи не хуже сверстников из высших. Но лишь пока не знали, с кем соревнуются. В последнем случае с задачами хуже справлялись обе группы: одна не верила в свой потенциал, а вторая завышала его, лишая себя стимула стараться. Тут помочь могут госпрограммы преодоления стигматизации социально неблагополучных слоев общества.

Чем тоньше настройки, тем больше зависит от доброй воли власти и от того, какие ценности она разделяет. Человек манипулируем, и если государство заинтересовано не в развитии общества, а в максимизации возможностей для чиновников, знания о поведении могут пойти во вред. От отказа человеческим решениям в рациональности недалеко до жесткого патернализма. И, подсказывая правительствам, как эффективнее использовать человеческую психологию для стимулирования развития, хорошо бы подумать о механизмах защиты от манипуляций.