Как Sears за сто лет прошла путь от передовика ритейла до банкрота

В двадцать первом веке компания полностью потеряла волю к жизни

Наверное, мало кто из россиян знает американскую компанию розничной торговли Sears. Если кто из американских ритейлеров-гигантов у нас и известен, то это Walmart, который как-то даже пытался начать работать в России.

Тем не менее Sears Holdings, в понедельник подавшая заявление о банкротстве и защите от кредиторов, – весьма примечательная компания. Основанная в 1886 г. Ричардом Сирсом и зарегистрированная в партнерстве с Альвой Роубаком как Sears, Roebuck & Co. в 1893 г., она более века была на передовом крае инноваций в розничной торговле. В конце XIX в. ее основатели придумали продавать товары по каталогу (с доставкой на дом), т. е. сделали примерно то, что столетие спустя в новой реальности сделал Amazon, который многие сегодня считают убийцей традиционных ритейлеров (таких, каким стала Sears). Начав строить в 1920-е гг. физическую сеть магазинов, Sears в дальнейшем продолжала придумывать новые идеи и создавать новые бизнесы и бренды. Например, страховую компанию Allstate (в начале 1950-х гг. под этим брендом компания даже продавала по каталогу автомобили) или кредитные карты Discover (бизнес впоследствии был продан, сейчас Discover Card занимает третье место среди брендов кредитных карт в США по числу действующих карт). Еще в 2002 г. около 40% крупной бытовой техники в США продавалось в Sears. Небоскреб Sears Tower в Чикаго был самым высоким зданием в мире, когда открылся в 1973 г.

Каталоги компании даже использовались в экономических исследованиях – для оценки изменения качества продукции. С помощью отраженной в каталогах разницы в ценах за период с 1928 по 1993 г. экономист Стивен Пэйсон измерил стоимость, которую потребители присваивают ряду товаров. Официальное сопоставление цен не учитывает выявленных Пэйсоном улучшений, таких как, например, повышение качества приборов для охлаждения (от электрических вентиляторов в 1928 г. к кондиционерам в 1993 г.) на 7,46% в год, т. е. они стали работать в 88 раз лучше.

Но в XXI в. что-то для Sears изменилось. Снижение выручки в начале века удалось приостановить за счет слияния с дискаунтером Kmart в 2005 г. Обанкротившийся ранее Kmart реструктурировал, вывел из кризиса и объединил с Sears инвестор Эдвард Лэмперт. Он же в понедельник подал заявление о банкротстве, после чего акции упали на 24% до $0,31. На фондовом рынке розничный гигант с конца сентября переместился в категорию грошовых акций – бумаг, стоящих менее $1. Еще три года назад акции стоили более $25, а за пять лет подешевели на 98%. Индекс S&P 500 за те же пять лет вырос на 62%, а акции Amazon подорожали на 468%.

Легко представить Sears, число магазинов которой сократилось более чем с 2300 после слияния с Kmart до 687, как жертву интернет-коммерции. Но тот же Walmart имеет капитализацию $275 млрд и активно развивает интернет-торговлю, а другие магазины придумывают способы заманить посетителей «за новым опытом», а не только за покупками. «Проблема Sears в том, что она плохой ритейлер. Грубо говоря, она провалилась по всем пунктам – от ассортимента до услуг, организации продаж и базовых стандартов управления магазинами», – приводит MarketWatch мнение Нила Сондерса, управляющего директора GlobalData Retail. Реорганизация в ходе процедуры банкротства, по его мнению, не поможет, потому что «компания уже давно потеряла волю к жизни». Некоторые кредиторы настаивают на ее ликвидации.

И еще одна проблема. Лэмперт – гендиректор, председатель совета директоров, контролирующий акционер и крупнейший кредитор Sears. Хотя бы теперь компания получит альтернативный взгляд – со стороны судьи по банкротствам.