Пять лет одобрения

Абсолютное большинство жителей Крыма и «континентальной» России по-прежнему считают присоединение полуострова правильным решением, но полезным – меньше половины россиян

Жители Крыма и России в целом продолжают поддерживать присоединение полуострова к России пять лет назад, но уровень поддержки разнится в зависимости от региона. Если в Крыму эйфория сохраняется, несмотря на неоднозначные социально-экономические результаты присоединения, то жители континентальной России стали более трезво оценивать его последствия.

Накануне пятилетия референдума о статусе Крыма и Севастополя (больше 95% проголосовало за присоединение к России) и их последующего принятия в состав России государственный ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провели опрос среди крымчан и жителей всей России об их отношении к событиям марта 2014 г. и последствиям присоединения полуострова. Абсолютное большинство крымчан одобряют решение пятилетней давности: 89% (среди молодежи до 24 лет – 75%) вновь проголосовали бы за «воссоединение с Россией» (формулировка ВЦИОМа), за сохранение Крыма в составе Украины – 3% (среди молодежи – 9%). 72% жителей полуострова считают, что вхождение в состав России положительно повлияло на их жизнь, отрицательно – всего 7% (среди молодежи – 62 и 11% соответственно).

Такой высокий уровень поддержки обусловлен в том числе социально-экономическими показателями. Значительные вливания центра в экономику, инфраструктуру и социальную сферу полуострова привели к оживлению хозяйственной жизни. По данным Росстата, в 2015–2018 гг. номинальная зарплата в Республике Крым выросла на 30%, в Севастополе – на 42% (в среднем по России – на 28%). Среднедушевой доход увеличился на 42% в Крыму и на 50% в Севастополе, при том что в среднем по стране – всего на 7% (впрочем, надо иметь в виду потенциальный эффект низкой базы). Уровень зарплаты и доходов приблизился к среднему по России. Однако не все показатели должны радовать крымчан. Так, темпы роста цен на новых территориях – 52% в Республике Крым и 50% в Севастополе – также опережали среднероссийские, цены росли быстрее, чем зарплаты и доходы. В 2017 г. официальный уровень бедности в Крыму (19,3%) значительно превышал общероссийский (13,2%), в Севастополе почти ему соответствовал. Численность населения Республики Крым за эти пять лет выросла, пусть и незначительно, в Севастополе же прирост более ощутим – свыше 10%.

Поддержка присоединения Крыма местными жителями объясняется как эмоциональной реакцией, так и пристальным вниманием центра к потребностям полуострова, которое выражается и материально, и вербально. Крымская повестка (возведение моста, линий электропередачи, рекордный турпоток или трагические события в керченском колледже) постоянно присутствует в эфире центральных телеканалов. На этом фоне минусы присоединения, будь то повышение цен, потеря связи с родственниками и сохранение на многих постах перекрасившихся функционеров Партии регионов, кажутся крымчанам не столь значительными по сравнению с плюсами – улучшением материального положения, развитием инфраструктуры и стабильностью выплат зарплат и пенсий.

Несколько иная ситуация в России в целом. Подавляющее большинство по-прежнему одобряет присоединение Крыма, доля положительно оценивающих события пятилетней давности, по данным ФОМа, снизилась незначительно – с 83% в 2017 г. до 79% в 2019 г. Но изменились оценки последствий. С весны 2015 г., когда волна патриотической эйфории была на высоком уровне, к марту 2019 г. доля полагавших, что присоединение полуострова принесет России скорее пользу, снизилась с 67 до 39%, а доля считающих сопоставимыми пользу и вред выросла с 15 до 39%, видящих в этом скорее вред – изменилась мало: с 5 до 7%. В отличие от крымчан более 60% респондентов ФОМа – жителей континентальной России считает, что присоединение полуострова не сказалось на жизни их и их близких, среди оставшихся заявившие о положительных и отрицательных последствиях разделились поровну (по 14%). Что любопытно, среди упомянутых респондентами отрицательных последствий – повышение пенсионного возраста и рост налогов (но это малопопулярный ответ).

Такая реакция объяснима: бескровное присоединение Крыма пять лет назад вызвало подъем патриотических настроений, миллионы людей почувствовали себя свидетелями возрождения великой державы, способной преодолеть тяжелые времена и вернуть часть территории. Власть умело воспользовалась эйфорией и ностальгией, но эффект оказался не вечен. Впоследствии жители российской глубинки, которые активнее других поддержали присоединение полуострова, почувствовали на себе последствия экономических санкций, вызванных в том числе и самим присоединением. Кроме того, повышенное внимание центра к присоединенной территории и значительные дотации Крыму вызывают ревность у жителей других российских регионов, не меньше крымчан нуждающихся в федеральных субсидиях и трансфертах.