Угроза гостеприимства

Кремль изыскал в Грузии опасности для россиян

Реакция Кремля на протесты в Грузии показывает его демонстративное желание навязывать собственную реальность, в которой желание наказать грузин выдается за какую-то особую угрозу российским гражданам.

Российский депутат от КПРФ Сергей Гаврилов прибыл в Тбилиси, чтобы 19 июня открыть XXVI Межпарламентскую ассамблею православия, в которой состоит 25 стран, в том числе Грузия, Украина и США. Ассамблея планировалась в Грузии впервые – пригласила правящая партия «Грузинская мечта», в других обстоятельствах дело, видимо, закончилось бы тостами и песнями. Но появление в кресле председателя грузинского парламента православного коммуниста из Госдумы стало поводом для массовых протестов оппозиции.

Уличное недовольство – следствие претензий многих грузин к партии власти, в том числе за ее связи с официальной Москвой, отношение к которой в стране определяется войной августа 2008 г. и признанием Россией независимости самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, что расценивается в Грузии как оккупация. Протесты обнажили не только конфликт оппозиции и власти, но и отношение грузинского общества к руководству России и его сторонникам.

На протесты Москва ответила запретом с 8 июля на авиасообщение между странами. Объяснение этому было дано в том духе, что российским гражданам в Грузии угрожает что-то особенное. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков даже назвал протесты русофобской провокацией; что это такое, не ясно, но Москва нередко прибегает к подобной риторике для мобилизации сторонников, распространяя претензии в свой адрес на всех россиян. Но если в деле Скрипалей это как-то работало, с Грузией расхождение с реальностью стало демонстративным.

Вероятно, из-за русофобии и грозящей опасности россияне все больше едут в Грузию, им это почему-то нравится, турпоток растет из года в год. По данным Национальной администрации туризма Грузии, в 2018 г. страну посетило 1,4 млн российских граждан (2-е место после Азербайджана) – за год рост на 23,8%. Если считать только тех, кто указал целью визита туризм, то Россия в 2018 г. и вовсе на 1-м месте: 1 млн туристов (рост на 31,3%).

В 2019 г. тенденция сохраняется.

Знакомство с Грузией меняет отношение к ней россиян. Доля респондентов «Левада-центра», относящих Грузию к наиболее недружественным к России странам, упала с 62% в 2009 г. до 11% в мае 2019 г. В сентябре 2018 г. 32% респондентов сказали ФОМу, что относятся к Грузии хорошо; плохо – 8%.

Запрет на авиасообщение с Грузией – не забота о безопасности россиян, а стремление проучить грузин. Не отменять запрет можно долго. То, что пострадают собственные граждане, Кремль, видимо, мало беспокоит. Не впервой.