Дмитрий Медведев остановил вырубку просеки, которая уже прорублена

Получив обращение единороссов, президент велел приостановить прокладку дороги через Химкинский лес. Однако просека под нее уже вырублена
Д.Гришкин

Партия достучалась до президента

Вчера вечером президент Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить строительство участка автодороги Москва – Санкт-Петербург, проходящего через Химкинский лес, и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения. Он объяснил это «повышенным резонансом» и обращениями партий «от правящей «Единой России» до оппозиции». Прежде у него было иное мнение – в марте на вопрос по поводу предстоящей вырубки деревьев Медведев заметил: «Вопрос в том, когда это они были посажены и представляют ли интерес, проект должен развиваться».

Вчера днем с предложением приостановить строительство к президенту обратилась «Единая Россия». Председатель высшего совета партии Борис Грызлов призвал «разобраться с ситуацией» и «либо изменить маршрут прокладки трассы, либо продолжить работы». Сразу вслед за этим префект Северного округа Москвы Олег Митволь сообщил, что уже согласовал с мэром Москвы Юрием Лужковым другой вариант маршрута – через Молжаниновский район. К тому же это предусмотрено в генплане Москвы, заметил префект.

Как признался один из единороссов, их порыв был заранее одобрен Кремлем, где опасаются, что в преддверии федеральных выборов на этой теме наберет очки оппозиция: скандал вокруг леса идет по нарастающей. Кроме того, нужно было продемонстрировать, что жесткие действия мэрии Москвы по подавлению митинга-концерта защитников Химкинского леса с участием Юрия Шевчука не поддерживает ни Кремль, ни «Единая Россия», добавил собеседник «Ведомостей».

По данным участника движения в защиту Химкинского леса, президент еще два месяца назад поручал разобраться в проблеме экспертному и контрольному управлениям своей администрации и экспертное управление высказалось против нынешнего варианта трассы. Сотрудник администрации президента не подтвердил и не опроверг эту информацию. Ранее его высокопоставленный коллега объяснял «Ведомостям», что президент следил за этой проблемой, но занимался ею председатель правительства. Поскольку Владимир Путин в Хабаровске, ему не успели сообщить об инициативе единороссов, сказал «Ведомостям» его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Чиновник правительства уверен: если серьезных экономических плюсов переноса маршрута не обнаружится, первоначальное решение правительства останется в силе. Главное – проект надо обсудить, резюмирует чиновник Кремля.

Прошли весь лес

Как удостоверились вчера корреспонденты «Ведомостей», в Химкинском лесу под трассу уже вырублено несколько километров просеки от ведущего в аэропорт «Шереметьево» Международного шоссе в сторону Москвы. Просека шириной от нескольких сотен метров в самых узких местах достигает примерно 80 м. Стволы спиленных под корень сосен вчера убирали около садоводческого товарищества «Исток» (недалеко от пос. Старбеево). Просека продолжается и дальше, но пройти туда корреспондентам «Ведомостей» не дал ОМОН.

По словам руководившего работой бригадира, рубка леса закончена еще в начале августа, под трассу расчищен участок Химкинского леса длиной 7,5 км. Все уже вырублено, останавливать нечего, решать раньше надо было, удивлялся он инициативе единороссов.

Участник движения в защиту Химкинского леса Геннадий Родин сомневается в цифрах, которые привел лесоруб: к Химкам просека еще не вышла. Просека уже полностью вырублена в длину, это 60 из 144 га, выделенных под трассу в Химкинском лесу, поэтому заявления политиков наводят на мысль, что кто-то хочет просто заработать дополнительные политические бонусы, недоумевает Александр Семченко, гендиректор ООО «ПО «Теплотехник» .

Его компания уже потратила около 12 млн руб. (стоимость расчистки 1 га земли равна примерно 300 000 руб.), по контракту бюджет выплатил аванс, который покрыл нынешние расходы. По словам Семченко, можно сократить площадь вырубки в Химках примерно на 30%, если не делать развороты, места стоянки и расширения для взимания платы, но он будет удивлен, если изменят маршрут трассы.

Пока никаких поручений о пересмотре маршрута трассы нет, работы по вырубке уже близки к завершению, говорит чиновник Минтранса. Если переносить дорогу, значит, предыдущие траты федерального бюджета – экспертиза проекта, подготовка строительной площадки – окажутся бессмысленными, замечает он.

Изначально было три варианта маршрута дороги, какой из них оптимальный, может определить только оценка воздействия на окружающую среду, которую надо проводить с участием общественности, говорит представитель российского отделения «Гринписа» Иван Блоков. Если бы не была отменена государственная экологическая экспертиза, такой проект ее бы не прошел, уверен Блоков. Химкинский лес – это один из немногих оставшихся под Москвой нерасчлененных кусков леса, в котором все еще обитают животные, в том числе из Красной книги.

Вариант прохождения трассы через Молжаниново, о котором сказал Митволь, рассматривался еще на стадии обсуждения проекта в 2006 г., знает человек, близкий к ФГУ «Дороги России». Но, по его словам, тогда этот вариант был невыгоден компании «Интеко», выступавшей инвестором проекта застройки жилых микрорайонов в Молжанинове. В сентябре 2009 г. «Интеко» отказалась от реализации проекта, инвестиционный контракт с городом был расторгнут. Представитель компании Геннадий Теребков заявил «Ведомостям», что «Интеко» никакого отношения к определению маршрута трассы не имеет.