Новый министр образования может пересмотреть «прозападную» образовательную политику

Ольге Васильевой предстоит воплощать новые идеи Дмитрия Медведева
Ольге Васильевой (слева) предстоит воплощать новые идеи Дмитрия Медведева (справа)/ Александр Астафьев/ Пресс-служба правительства РФ / ТАСС

Владимир Путин в пятницу отправил в отставку министра образования и науки Дмитрия Ливанова (он стал спецпредставителем президента по торгово-экономическим связям с Украиной), назначив на его место сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву. Как пояснил премьер Дмитрий Медведев на встрече с президентом, правительство активизировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования, и, чтобы воплотить в жизнь новые идеи, требуются «и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев – и новые люди». Васильева же, подчеркнул Медведев, начинала работу как учитель, трудилась в системе РАН и имеет опыт госслужбы в аппарате правительства и в администрации президента.

О готовящейся отставке Ливанова человек, близкий к правительству, говорил «Ведомостям» на прошлой неделе, объясняя это в первую очередь нуждами предвыборной кампании. В августе Ливанов оказался в центре скандала после публикаций о намерениях Минобрнауки сокращать ставки в вузах. Министр, вызванный на ковер в «Единую Россию», заверил, что никаких сокращений в ведомстве не планировали.

Ливанов возглавлял Минобрнауки с 21 мая 2012 г. За это время он провел реформу РАН, которую называл «неэффективной и недружелюбной к людям организацией», и начал реформу Высшей аттестационной комиссии, ставшую следствием выявленных массовых фальсификаций при защите диссертаций, в том числе и высокопоставленных чиновников. В декабре 2012 г. министр раскритиковал закон о запрете усыновления российских детей американцами, поскольку от него «могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России».

Дух патриотизма

Кандидатская диссертация Васильевой называлась «Советское государство и патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны», докторская – «РПЦ в политике Советского государства в 1943–1948 гг.».

Васильева заявила «Интерфаксу», что главной задачей на новом посту считает «заботу об учительстве, поскольку учитель – это главный человек в процессе образования». В последние годы она была замруководителя управления президента по общественным проектам (его работу курирует первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин), а до этого долго работала в системе образования и науки и знает систему образования во всех ее аспектах, говорит собеседник «Ведомостей» в Кремле. Даже работая в администрации, Васильева читала лекции губернаторам, профессорам, чиновникам, отмечает он, поэтому ее воспринимают как человека своей среды все – от академиков до учителей сельских школ. Васильева иногда демонстрировала «излишний патриотизм», считает другой федеральный чиновник. Сфера научных интересов нового министра – история Русской православной церкви в XX в. (см. врез).

В Минобрнауки «Ведомостям» заявили, что подготовка к началу учебного года проходит в штатном режиме, но комментировать смену министра сочли нецелесообразным. Собеседник, близкий к руководству министерства, назвал кадровую замену «плевком в сторону модернизационных идей»: «Это назначение крайнего консерватора, выступающего за приоритет религиозного воспитания. Даже в той сфере, в которой понималась необходимость международного сотрудничества, глобальной конкурентоспособности, мы скорее всего берем курс на изоляцию».

Уход Ливанова и назначение Васильевой – не просто кадровая предвыборная рокировка, а «корневой и содержательный пересмотр» основ образовательной политики, подтверждает собеседник в администрации президента. По его словам, проводимый с мая 2012 г. курс на суверенизацию российской политики до сих пор не коснулся образования, попавшего в 1990-х гг. под «исключительно сильное» внешнее влияние. Оно было оторвано от государственных интересов, а работающие в этой системе россияне действуют в интересах Запада – «на такую Россию, которая стала бы кадровым и ресурсным придатком», уверяет чиновник. Это касается и управления образованием, и аттестации педагогов, где отсутствует оценка их общеполитических знаний, что позволяет становиться преподавателями «убежденным западным агентам влияния, экстремистам и радикалам». Назначение Васильевой позволит не только пересмотреть принципы образовательной политики «с учетом изменившегося политического контекста и императивов национальной безопасности», но и создать существенный позитивный эффект в обществе в период предвыборной кампании 2018 г., резюмирует собеседник.

Тренд на возрастание воспитательной роли государства усилится, но революции в этой сфере не будет, считает политолог Алексей Макаркин: «Будут говорить о тлетворном влиянии, но, я думаю, из этих проектов будет реализовано процентов пять. Может быть, будет активнее продвигаться патриотизм, но какого-то большого поворота я не жду».