Сбербанк и «Магнит» подключились к борьбе за явку

Эксперты сомневаются в эффективности агитации на чеках и по sms
Банкоматы «ВТБ 24» приглашают на выборы/ Андрей Гордеев / Ведомости

К борьбе за явку избирателей на президентские выборы подключились магазины, бензозаправки, банки, кинотеатры и транспорт. Чаще всего это делается по просьбе Центризбиркома.

От «Магнита» до «Роскосмоса»

Одной из первых информировать избирателей начала розничная сеть «Магнит»: на ее чеках появился призыв прийти 18 марта на выборы, а на кассах магазинов продают пакеты с логотипом кампании. О выборах напоминают чеки на автозаправках ООО «Лукойл-центрнефтепродукт» и табло электронного заказа сети Burger King, а в сети кинотеатров «5 звезд» ролики с призывом прийти на участки показывают перед сеансами. «Сбербанк-онлайн» и сайт Сбербанка рекламируют сайт «Госуслуги», предлагая выбрать участок для голосования, на выборы приглашают и банкоматы «ВТБ 24». Информируют избирателей московские вокзалы и метрополитен – так, логотип выборов появился на одноразовых билетах в метро и загружается при подключении к WiFi. Sms с информацией о выборах начали рассылать сотовые операторы.

Высокая явка является одной из главных задач на выборах, не раз говорили «Ведомостям» собеседники, близкие к администрации президента. Официально за активность избирателей отвечает ЦИК: в декабре он распределил 17,7 млрд руб., выделенных на проведение выборов, из них на информирование избирателей приходится 770 млн руб. Для сравнения: в 2007–2008 гг. общая стоимость программы информационно-разъяснительной деятельности ЦИК составила 420 млн руб. (200 млн руб. – на думскую кампанию и 220 млн – на президентскую).

По информации сайта ЦИК, соглашения о взаимодействии, предполагающие в том числе и информирование избирателей, комиссия заключила с «Роскосмосом», Торгово-промышленной палатой, фармдистрибутором ГК «Протек», ФГУП «Почта России», Сбербанком, Ростуризмом. С РЖД подписано соглашение об открытии избирательных участков на 38 вокзалах.

В этом году ЦИК проводит беспрецедентную кампанию по информированию и в комиссии «рады, что многие партнеры помогают, в кампании по информированию принял участие социально активный бизнес», говорит представитель ЦИК Юлия Фелонина. По ее словам, ЦИК не оплачивает рассылку sms, а информационно-разъяснительная концепция ЦИК по информированию о выборах не включала в себя информирование на кассовых чеках.

Зачем это бизнесу

Выборы президента – важное событие в жизни страны, поэтому в «Магните» по своей инициативе около месяца назад начали размещать на чеках напоминание о дате выборов, «чтобы жители могли проявить свою гражданскую позицию», говорит представитель сети: «Чеки являются одной из доступных форм оповещения и позволяют проинформировать значительную часть населения». Сбербанк традиционно проводит информкампании, приуроченные к важным государственным датам, сообщили «Ведомостям» в его пресс-службе. Представитель ГК «Протек» рассказал, что ее компании безвозмездно размещают предоставляемые ЦИК баннеры, плакаты и ролики: «Это наш гражданский долг как социально ответственной компании».

Сети «Пятерочка», «Перекресток» (обе входят в Х5 Retail Group), «Лента» и ГК «Дикси» о выборах на чеках не сообщают, но тоже участвуют в информировании. Представитель «Дикси» сообщил, что в нескольких регионах к ним обращались местные избиркомы с официальными просьбами разместить информацию о выборах: «Согласно нашему внутреннему кодексу мы не размещаем в магазинах агитационные материалы, так как мы – бизнес вне политики. Но мы можем размещать информацию с датой и местом голосования». Кроме того, в «Дикси» проинформировали своих сотрудников о дате выборов и способах голосования, в том числе по месту пребывания. О сотрудниках позаботились и в Х5 Retail Group, предоставив им данные о процедуре открепления, адрес ближайшего к месту работы участка и времени голосования, говорит представитель компании.

В аэропорту «Внуково», по словам его представителя, информировать о выборах пассажиров и сотрудников планируется с помощью рассылки и информации на сайте, финансовые затраты на это не предусмотрены. На территории аэропорта также будет работать избирательный участок. Участок откроют и в «Домодедово», говорит его представитель. В «Шереметьево» сообщили, что там есть реклама, информирующая о выборах.

Представитель «Т2 РТК холдинга» (Tele2) Ольга Галушина сообщила, что компания «по обращению ЦИК сделает рассылку о предстоящих выборах»: абонентам направят sms с информацией о том, как можно проголосовать не по месту регистрации. Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев.

Представители ВТБ, «Лукойла» и Московского метрополитена на запросы «Ведомостей» не ответили.

Как россиян зовут на выборы

Охота на молодежь

Ролики, снятые по заказу ЦИК компанией «ИМА-консалтинг», показывают три крупнейших телеканала – «Первый», «Россия 1» и НТВ. Но на этих выборах ЦИК впервые привлек к кампании сразу два молодежных канала.

«СТС медиа» ответила на обращение ЦИК с просьбой провести кампанию по повышению явки, объяснил «Ведомостям» представитель холдинга: «Мы живем в этой стране, нам важна ее судьба, поэтому мы так активно участвуем в этой кампании». Он не помнит, чтобы холдинг прежде целенаправленно занимался политической агитацией, но подчеркивает, что ролики СТС направлены именно на повышение явки, а не рекламируют отдельных кандидатов. Молодежи «скучно слушать бубнеж политологов, им нужна другая эстетика, фан», поясняет собеседник: «Мы делаем именно такие – яркие, веселые – ролики». Ролики, которые показывает СТС, были утверждены ЦИК. Всего «СТС медиа» сняла 10 роликов, уточнил представитель холдинга, сейчас они выходят каждый час – 18 раз в день. В роликах снялись ведущие канала и актеры, задействованные в его проектах. Так, актеры сериала «Воронины» сообщают, что идут на самое модное мероприятие весны: «Будут все». «СТС медиа» сняла ролики на собственные средства, представитель холдинга назвал эти расходы незначительными.

ТНТ тоже подготовил более 10 роликов о выборах. В одном из них участник шоу Stand up Иван Абрамов рассказывает, что они с женой изучили новую позицию – «гражданскую»: «Встаете вот так и вместе медленно, медленно опускаете бюллетень». ТНТ снял ролики по своей инициативе, уверяет представитель телекомпании, аналогичные ролики канал делал и в 2008 г.: «Мы поддерживаем инициативу – сделать ответственный шаг гражданина, осуществить выбор». При размещении на коммерческих условиях ролики на одном СТС обошлись бы в 20–30 млн руб. в неделю, говорит гендиректор рекламной группы Media Direction Group Андрей Брайович.

К чему это приведет

У кампании ЦИК по мобилизации две волны, объясняет бывший сотрудник администрации президента, политтехнолог Андрей Колядин: «В ходе первой они выясняют, кто где собирается голосовать, предупреждают, как можно проголосовать тем, кто не прописан в регионе. Во второй – просто приглашают на выборы». Такого масштаба информирования, как в этом году, никогда не было, признает он, при этом информированность избирателей в большинстве регионов достигла 99,7% – «такого не было никогда». Но может быть перебор с давлением, считает эксперт: «К человеку пришли домой, позвали на выборы, позвонили, прислали sms, сказали на работе, в школе у ребенка, в поликлинике и на улице – через некоторое время это начинает раздражать. Следовало проще относиться к явке».

Если бы кампания по информированию шла неделю, то ее бы никто не заметил, говорит политтехнолог Григорий Казанков: «Она не особо яркая. А наличие большого числа плакатов вряд ли снизит желание голосовать. Избиратель, приходя в магазин, не читает все, что висит на стенах. Чтобы все это сработало, информирования должно быть много и продолжаться оно должно не менее трех недель. А негативно люди реагируют, если их заставляют проголосовать за кого-то персонально, информирование же вызывает нейтральную реакцию».

Степень знания о предстоящих выборах у избирателей высока, но вряд ли это у кого-то вызывает иллюзии, считает политолог Александр Кынев: «Переизбыток наружной агитации и напоминаний вряд ли повысит явку. Участие в выборах – это символический поступок, и к повышению явки ведет осознание значимости своего голоса. А его создает не статус, а реальная интрига и возможность повлиять на результат».

В подготовке статьи участвовали Анастасия Корня, Анна Еремина, Галина Старинская, Виталий Петлевой, Валерий Кодачигов