Шесть губернаторов рискуют не избраться осенью в первом туре

Социологи представили первые опросы к сентябрьским губернаторским выборам
Шесть губернаторов рискуют не избраться осенью в первом туре / Евгений Разумный / Ведомости

В шести из 16 регионов, где осенью пройдут губернаторские выборы, может потребоваться второй тур – так можно интерпретировать представленные в среду, 17 апреля, результаты первых предвыборных опросов ВЦИОМа (проведены в 10 регионах) и ФОМа (в шести регионах).

По данным ВЦИОМа, электоральный рейтинг ниже 50% сейчас имеют врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин (42%), врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов (43%), руководитель Ставропольского края Владимир Владимиров (46%) и врио оренбургского губернатора Денис Паслер (47%).

По опросу ФОМа, в зоне риска находятся волгоградский и вологодский губернаторы Андрей Бочаров (40%) и Олег Кувшинников (41%).

Лидируют по этому показателю четыре врио губернатора: забайкальский Александр Осипов (75%), курганский Вадим Шумков (72%), курский Роман Старовойт (64%) и башкирский Радий Хабиров (63%).

Самый высокий антирейтинг (доля респондентов, исключающих возможность голосовать за кандидата) ВЦИОМ зафиксировал у Владимирова (26%), Беглова (24%) и Хорохордина (16%), а ФОМ – у Бочарова (26%), Кувшинникова (21%) и врио сахалинского губернатора Валерия Лимаренко (17%).

У населения есть набор актуальных запросов, комментировал результаты исследования гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: на обновление власти, на энергию и самостоятельность, на комплексный подход, защиту простого человека и уважение к гражданам. Жители регионов, полагает Федоров, хотели бы также жесткого контроля за деятельностью чиновников и нацеленности губернаторов на долгую работу.

Традиционное представление, будто кандидат от власти находится в выигрышной позиции, если нет ярких конкурентов и он соперничает с неизвестными людьми, должно быть пересмотрено после прошлогодних выборов, уверен социолог ФОМа Григорий Кертман. Четыре губернатора не смогли избраться в первом туре, трое из них затем выборы проиграли, а в Приморье для победы пришлось заменить врио губернатора. «Именно безликие серые оппоненты оказываются наиболее опасными, они способны аккумулировать протест против кандидата от власти, если он возникает, – объясняет социолог. – Если в Курской области в выборах примет участие [бывший губернатор] Александр Руцкой, он не ослабит Старовойта, а станет дополнительной гарантией успеха, у Руцкого масса скелетов шкафу, о которых все знают.

Рассчитывать на победу во втором туре он не может». Изменения в логике поведения избирателей заставляют менять и сами исследования, подчеркивает Кертман: важнее изучать репутацию кандидата от власти, динамику его имиджа, фон социальных настроений, нежели его электоральный рейтинг.

Кроме того, нужно оценивать вероятность массового электорального протеста против кандидата от власти, считает Кертман, но предупреждает: сейчас говорить о прогнозах бессмысленно – окончательного списка кандидатов нет, имидж новых врио еще не сформировался, социальная ситуация много раз изменится. Настораживает Кертмана разве что высокий для свеженазначенного врио антирейтинг Лимаренко, но социолог объясняет: «[Прежний губернатор Олег] Кожемяко задал стандарт крутости, сахалинцы привыкли к брутальному губернатору. Интеллигентный, мягкий Лимаренко ему проигрывает».

У врио губернаторов неплохие позиции, они обеспечены поддержкой президента, у них есть профессиональные достижения – это формирует позитивные ожидания граждан и кредит доверия, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Чтобы они превратились в хороший результат на выборах, надо работать четыре месяца: демонстрировать понимание проблем, показать, что работаешь лучше, чем предшественник». Главная черта будущей кампании – личная вовлеченность кандидатов в кампанию, сокращение дистанции между гражданами и губернаторами, говорит эксперт. По мнению Костина, сложными выборы могут быть на Алтае и в Санкт-Петербурге, а также в Астраханской области, если там выдвинется депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин.

Такие первые данные довольно типичны для начала кампании, знает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Многое зависит от тренда в ходе кампании, а он зависит от действий самого кандидата, от проблемной повестки и линейки оппонентов – консолидируется или разбивается оппозиционный и провластный электорат». Есть зависимость и от стратегии работы с явкой, от того, какие группы избирателей лучше мобилизуются, перечисляет Бадовский: «Можно начать кампанию с декларируемым рейтингом за 70%, а закончить с 50%. Оппозиционный же кандидат может иметь рейтинг 5–10%, но привести своих сторонников на участки и при низкой явке получить 25–30%. Примеры бывали».

Важно, наконец, обращать внимание на антирейтинг – им сложнее управлять и он ограничивает возможности кандидата в ходе кампании, подчеркивает Бадовский: «Опасность второго тура будет в первую очередь там, где кандидаты накопили существенный антирейтинг, и он еще может вырасти. Это справедливо прежде всего для регионов, где губернаторы переизбираются, – Волгоградской и Вологодской областей, Ставрополья. Там еще и высокий запрос на смену руководителя, что тоже показывает социология».

Есть опасные звонки насчет антирейтинга губернаторов и в других регионах – в Петербурге, на Алтае и Сахалине, перечисляет эксперт: «ФОМ дает раскладку, знает или не знает глава региона проблемы территории – это тоже важный момент для новых руководителей. И, например, доля ответов «не знает» около 20% и более для таких регионов, как Липецкая и Сахалинская области, тоже нельзя игнорировать».

Все зависит от тактики Кремля на выборах – пока социология условная, во многие регионы врио только назначены, у них и не должно быть высокого рейтинга, говорит политолог Николай Петров: «Дальше все будет зависеть от кампании и от того, усвоил ли Кремль уроки из провалов прошлого года. Пока кажется – не усвоил. Беглов, к примеру, ничем не отличается от предшественника, Георгия Полтавченко, в восприятии людей, а попытки купить электорат, давая на город большие деньги, вряд ли сработают – видимо, это понимают и в Кремле».

Если там, где у кандидатов власти шаткие позиции, будут выдвигаться сильные оппозиционеры, то власти будет совсем плохо, поэтому, видимо, их не будет на выборах, предполагает Петров. Антирейтинг Лимаренко он объясняет реакцией сахалинцев на то, что у них забрали губернатора, к которому они привыкли, а взамен прислали неизвестно кого. Именно такие вещи будут играть роль на предстоящих выборах, считает Петров: «Смена надоевшего губернатора на новое лицо не будет давать результата – люди поняли эту игру и увидели, что можно прийти на выборы и прокатить любого кандидата». Поэтому сегодня Кремлю будет играть сложнее, чем раньше, резюмирует эксперт.