Коммунисты готовы присоединиться к московским протестам

Они требуют отставки председателя Мосгоризбиркома за провал выборов в Мосгордуму
Коммунисты Вадим Кумин, Леонид Зюганов и Валерий Рашкин (слева направо) готовы включиться в протесты/ Сергей Пятаков / РИА Новости

Центризбирком (ЦИК) в среду окончательно отклонил жалобы четырех независимых кандидатов, оспаривавших отказ в регистрации на осенних выборах в Мосгордуму, – Александра Руденко, Дмитрия Гудкова, Любови Соболь и Елены Русаковой. Во всех случаях основной причиной названо недостаточное количество подписей избирателей, некоторым также указано на недочеты при оформлении документов. Отсутствие сведений в графе «Зарубежное имущество» – достаточное основание для отказа в регистрации, напомнил ЦИК юристу ФБК Соболь.

Проблемы кандидатов

В ночь на среду, после того как рабочая группа ЦИК рекомендовала отклонить все жалобы, продолжалась борьба за возвращение подписей, забракованных нижестоящими комиссиями. Накануне кандидаты узнали, что подписные листы прошли графологическую экспертизу в ЦИК – по словам его председателя Эллы Памфиловой, анализ провели более квалифицированные эксперты, чем привлекавшиеся Мосгоризбиркомом (МГИК) и окружными комиссиями. Но на общую картину это не повлияло.

Так, у Гудкова ЦИК признал недостоверными 829 подписей из 862, ранее забракованных МГИК: 462 из них не прошли почерковедческую экспертизу, еще 284 были отклонены исходя из заключения МВД о недостоверности сведений об избирателях. Представитель Гудкова Виталий Венидиктов назвал результаты экспертизы «липовыми»: все заключение изложено на трех листах и не содержит конкретных замечаний к подписям, есть лишь вывод о том, что в 499 подписях «отмечены отдельные совпадения общих частных признаков». Не помогли и подписанные избирателями заявления о том, что они действительно выступили в поддержку кандидата. Законодательством о выборах не предусмотрена проверка достоверности подписей «путем опроса избирателей, а также предоставления в избирательную комиссию заявлений избирателей или копий их паспорта», решил ЦИК.

Так же объясняется и отказ в удовлетворении жалобы Соболь, у которой МГИК забраковал 688 подписей, – ЦИК счел возможным вернуть только восемь.

ЦИК также отказался учесть результаты проведенной судебным экспертом по инициативе кандидата графологической экспертизы, подтвердившей подлинность подписей. Их проверка проводится в порядке, предусмотренном законодательством о выборах, а не по правилам судебной экспертизы, подчеркнул ЦИК.

Представитель Соболь Александр Помазуев заявил, что ЦИК не может принимать решения самостоятельно, а «может только обслуживать экспертов МВД». Оспорить данные МВД в суде, как предлагает ЦИК, тоже не удается, подчеркнул Помазуев: Верховный суд считает заключение эксперта важнее, чем даже личная явка избирателя в суд. Сотрудники ЦИК сказали, что законодательство не предоставляет возможности оспорить выводы экспертов, подвел итог Руденко. Даже Памфилова признала, что процедура сбора подписей устарела и «противоречит здравому смыслу». После завершения кампании ЦИК будет настоятельно предлагать изменения в законодательство, пообещала она.

Пробелы в законах

Нынешняя кампания выявила ряд пробелов в законодательстве, которые требуют корректировки, согласен политолог Евгений Минченко. В частности, стоит усовершенствовать процедуру сбора подписей, разрешив собирать их в электронном виде с помощью портала госуслуг, считает эксперт: с такой инициативой уже выступила возглавляемая им Российская ассоциация по связям с общественностью. Кроме того, Минченко призывает вернуться к духу закона о выборах, отказавшись от излишнего бюрократизма при проверке подписей: «Законодательные фильтры ставят своей целью определить, пользуется ли кандидат поддержкой части общества и есть ли ограничения, законодательно препятствующие его участию в выборах. Соответственно, все придирки по оформлению вроде того, как именно обозначено отсутствие заграничных счетов и недвижимости у кандидата – прочерком, пробелом или словом «отсутствует», – это от лукавого».

Дискредитация либеральной оппозицией подписного фильтра в 3% – главный политический итог выборов в Москве, считает политолог Александр Пожалов. Теперь, если власть захочет обеспечить легитимность выборов в Госдуму-2021 или облегчить жизнь своим будущим самовыдвиженцам, ей придется как минимум смягчить процедуру оформления и проверки подписей. А это автоматически выгодно и кандидатам внесистемной и демократической оппозиции. Поэтому не исключено, что после выборов власть постарается «замотать» тему смягчения подписного барьера косметическими изменениями или затратными ужесточениями, предупреждает эксперт.

Коммунисты на подхвате

Тем временем КПРФ возложила ответственность за провал кампании по выборам Мосгордумы на МГИК. Кандидаты от КПРФ на встрече с Памфиловой потребовали отставки главы МГИК Валентина Горбунова. Компартия также передала жалобу, в которой утверждается, что городская комиссия устранилась от осуществления своих полномочий и, в частности, не установила общий порядок проверки документов, что повлекло различное отношение к кандидатам. Жалоба КПРФ изобилует впечатляющими примерами избирательного подхода к кандидатам: например, в округе № 42 был зарегистрирован Кирилл Никитин, чьи подписные листы избирком признал годными 3 июля, хотя сданы они были лишь 5 июля.

Памфилова призналась, что у ЦИК давно есть претензии к работе МГИК, но она не может прямым указанием отправить в отставку Горбунова. «Мы можем выразить недоверие», – пояснила она, но в любом случае вопрос о замене руководства МГИК будет ставиться только после выборов. Кандидат от КПРФ по округу № 8 Вадим Кумин считает, что Горбунов должен сам подать заявление об отставке – это могло бы стать выходом из политического кризиса, объяснил коммунист «Ведомостям».

Сам Горбунов объяснил критику политической борьбой между кандидатами, «которые используют любой повод, чтобы избавиться от конкурентов» (цитата по «РИА Новости»).

Протест КПРФ безопасен для власти, считает Пожалов. Коммунисты к протесту присоединяться не собираются, но собираются его использовать, уверен политолог Алексей Макаркин: «Это значит противоречить всей системе договоренностей с властями». КПРФ хочет решить свои проблемы в Москве, полагает эксперт: партия плохо выступила на муниципальных выборах 2017 г., а сейчас в целом ряде округов коммунисты оказались основными соперниками власти. Избиратели, готовые проголосовать за демократическую оппозицию, сейчас оказались перед выбором – либо совсем не ходить на выборы, либо проголосовать за какого-нибудь оппозиционера, поясняет Макаркин: «Вот коммунисты тут предлагают свои услуги».