Число заболевших COVID-19 быстро растет в самых разных странах

Эксперты спорят, является ли это второй волной пандемии
TASS

По всему миру вспыхивают новые очаги коронавирусной инфекции. Реакция властей на пандемию все чаще вызывает общественное недовольство.

С повторным увеличением темпов инфицирования уже столкнулись США, Австралия, Иран и некоторые европейские страны. В США одним из катализаторов новой вспышки стали массовые протесты против расизма и полицейского насилия, начавшиеся после убийства 25 мая афроамериканца Джорджа Флойда белым полицейским, указывает CNN News. Кроме того, некоторые штаты, несмотря на предостережения со стороны экспертов, приступили к ослаблению введенных из-за коронавируса ограничений слишком рано, пишет американский Vox. При этом эксперты разнятся во мнении, считать новую вспышку второй волной или продолжением первой, поскольку на этот раз самый значительный рост новых случаев наблюдается в юго-западных штатах США, особенно Аризоне, Флориде и Техасе, тогда как во время первой вспышки больше всего пострадали северо-восточные штаты, в первую очередь Нью-Йорк. Так или иначе уже на протяжении недели почти каждый день многие штаты бьют собственные рекорды по суточному приросту инфицированных, отмечает The New York Times. Поэтому власти штатов вновь ограничивают работу общественных мест.

Заново ввести ограничительные меры в связи с новой вспышкой болезни приходится и европейским странам. Так, власти нескольких регионов Испании, в частности Каталонии, Арагона и Галисии, отправили отдельные группы населения на карантин и замедлили ослабление ограничений, передает испанская El Pais. В то же время эксперты не ожидают повторного введения всеобщего обязательного карантина, отмечает издание. С такой же оценкой выступил новый премьер-министр Франции Жан Кастекс. По его словам, с экономической точки зрения страна не может позволить себе еще один карантин. «Даже если начнется вторая волна, подход будет более целенаправленным», – цитирует его французский телеканал BFM TV.

Однако даже более мягкие меры, чем всеобщий карантин, во многих странах вызывают общественное недовольство. Комендантский час в столице Сербии, повторно введенный властями, спровоцировал масштабные протесты в Белграде перед зданием парламента ночью 8 июля. Демонстрация быстро переросла в беспорядки и столкновения с полицией.

Недовольство действиями властей выражают и жители Бразилии, однако здесь общество, напротив, критикует президента Жаира Болсонару за недостаточно активные усилия по борьбе с инфекцией. Пока США и Европа готовятся ко второй волне, в Бразилии и большинстве других латиноамериканских стран пока не удалось даже частично побороть первую. На протяжении нескольких месяцев бразильский лидер неоднократно высказывал мнение, что опасность коронавируса преувеличена, и называл болезнь «легким гриппом». 7 июля Болсонару сообщил журналистам о своем положительном результате теста на коронавирус. Несмотря на это, на брифинге он не соблюдал дистанцию с приглашенными журналистами, а сразу по окончании мероприятия в нескольких метрах от них снял маску, чтобы показать свою бодрость. В ответ Бразильская ассоциация прессы (ABI) заявила о намерении подать в суд на президента, поскольку тот, зная о своем диагнозе, «продолжил действовать преступным образом и подвергать риску жизни других людей».

По данным Университета Джонса Хопкинса, число заболевших коронавирусом по всему миру достигло уже почти 12 млн человек. На первом месте по количеству зараженных по-прежнему США – здесь заболело почти 3 млн человек. Постепенно сокращается их разрыв с Бразилией, где число инфицированных составляет более 1,6 млн. Эти же страны лидируют по числу умерших от болезни и по темпам суточного прироста случаев инфицирования. На третьем месте по количеству заболевших долгое время была Россия, однако в конце прошлой недели по этому показателю ее обогнала Индия. За Россией теперь следуют еще две латиноамериканские страны – Перу и Чили.

Повторное введение ограничительных мер – это риск для любой страны, считает политолог Евгений Минченко: «Мы наблюдали реакцию в Сербии, где начались протесты, несмотря на то что всего за несколько дней до этого правящая партия президента [Александра Вучича] на выборах получила уверенное большинство в парламенте». На начальном этапе у многих лидеров рейтинги стали расти на фоне объединения против общей угрозы, поясняет эксперт. По его словам, некоторым удалось сохранить эту тенденцию – например, канцлеру Германии Ангеле Меркель и премьер-министру Италии Джузеппе Конте, хотя в Италии была очень сложная ситуация. У других рейтинги пошли вниз – здесь значение имели несколько факторов, уточняет Минченко: «Насколько эффективны были меры по борьбе с распространением инфекции, насколько активна была критика со стороны оппонентов власти, а также фаза электорального цикла. [Президенту США Дональду] Трампу, конечно, не повезло больше всех – у него неудачно сложились все факторы. Кроме того, обществу, как правило, не нравятся метания в стратегии – от этого пострадали, например, [премьер-министр Великобритании Борис] Джонсон и [президент Франции Эмманюэль] Макрон».