Путин одобрил создание нового наземного метро в Москве

Масштабный проект под названием «Московские центральные диаметры» профинансируют город и РЖД
Диаметральные маршруты пригородного железнодорожного сообщения – часть программы развития Московского транспортного узла/ А. Гордеев/ Ведомости

«С РЖД мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски пригородных железных дорог и создала сквозные диаметры, – так представил новый транспортный проект президенту Владимиру Путину мэр Москвы Сергей Собянин. – На примере белорусского и савеловского направлений можно увидеть, что, по сути дела, создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 км, которая будет перевозить 42 млн человек».

Речь идет о сквозных железнодорожных диаметрах, соединяющих основные московские железнодорожные направления. Собянин обратил внимание, что сейчас эти направления представляют собой тупики – заканчиваются вокзалами.

Первая такая ветка (Московский центральный диаметр – 1, МЦД-1) от Лобни до Одинцова через Долгопрудный и Сколково протяженностью 50 км соединит белорусское и савеловское направления. МЦД-2 соединит Нахабино и Подольск, т. е. рижское и курское направления. Эти диаметры планируется ввести в 2018–2019 гг. Обустройство дороги Лобня – Одинцово обойдется в 8 млрд руб., Нахабино – Подольск – в 12 млрд руб.

Обслуживание по крайней мере первых двух веток будет вестись по стандартам Московского центрального кольца (МЦК). Подвижной состав будет ездить с интервалами примерно 6 минут, говорит представитель мэрии.

Электрички и сейчас связывают эти направления, однако частота их движения – единицы раз в день, судя по расписанию.

Когда московские центральные диаметры заработают, жители Одинцова смогут в 2 раза быстрее добираться до Лобни. На автомобиле путь занимает 2 часа, на общественном транспорте сейчас – 1 час 55 минут, а напрямую, по-новому, – 1 час.

Обычное метро Лобня – Одинцово потребовало бы 250 млрд руб., объяснил Собянин Путину.

«[Наземную ветку] можно сделать в течение года-полутора и, по сути дела, затратив минимальные ресурсы», – подчеркнул мэр Москвы. МЦД-1 и МЦД-2 – примерно 30% программы, которую наметили Москва и РЖД, всего планируется от 5 до 15 таких диаметров. Всю программу представитель мэрии оценивает в 40 млрд руб. – Москва и РЖД поделят расходы поровну. «Мы вместе тратим на доработку инфраструктуры для обеспечения перевозок», – констатировал мэр. Собянин заверил президента, что дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.

Диаметральные маршруты пригородного железнодорожного сообщения – часть программы развития Московского транспортного узла. Она включает строительство дополнительных главных путей радиальных направлений на октябрьском, горьковском, курском, ярославском, смоленском и киевском направлениях; запуск пассажирского движения на МЦК. МЦК было открыто в 2016 г., его протяженность – 54 км. С каждой станции МЦК (всего их 31) пассажиры могут пересесть на городской транспорт, для этого с обеих сторон железной дороги организованы подъездные пути, разворотные площадки для автобусов и остановки для пассажиров. Новые линии также будут интегрированы с МЦК и станциями метро, обещает представитель мэрии.

Новым проектом будет пользоваться около 300 млн пассажиров в год, а реализация всей программы позволит снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру Москвы на 12%, поделился расчетами Собянин.

Существующий сегодня в городе общественный транспорт позволяет добраться из одной точки в Московской области до другой, но это может занимать довольно большое время и требовать сразу нескольких пересадок, говорит управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Ованесов. Если новая инициатива московских властей позволит сократить время поездки и количество пересадок, это будет крайне полезно Московскому региону, резюмирует он.

Прогулка на «Ласточке» по Москве