На правах рекламы

«Агроном-сад» — возрождение садоводческих традиций


Фото: пресс-служба компании «Агроном-сад» / Созревание сорта «Хани Крисп», интенсивный сад, урожай 2019 года

Сегодня промышленное производство яблок налажено в 51 стране. По объему собираемого в мире урожая данный фрукт уступает только цитрусовым и бананам, но остается одним из наиболее востребованных продуктов для употребления в пищу в свежем виде. Всемирная популярность и обширная география возделывания способствуют ежегодному наращиванию объемов производства этих плодов во многих странах.

Сегодняшняя Россия не является исключением, а с введением продовольственного эмбарго в 2013 году на ввоз яблок из ряда зарубежных стран многие частные инвесторы активно вошли на рынок, хотя еще 10−15 лет назад яблочное садоводство было в основном представлено домашними хозяйствами и старыми экстенсивными садами.

На основании данных Минздрава, ежегодная потребность российского населения в яблоках составляет около 7,3 млн. тонн. С 2013 года ежегодно увеличивается площадь заложенных садов. По оценке Ассоциации садоводов, в России ежегодно закладывается от 10,5 тыс. га до 14 тыс. га садов. Всего за последние пять лет было заложено 78,6 тыс. гектаров. При этом, общий объем производства яблок к 2018 году составил, по данным Минсельхоза, 1750 тыс. тонн. Объем производства яблок сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами составляет всего 985 тыс. т. В период с 2013 по 2018 год на развитие интенсивного садоводства в России из федерального бюджета было выделено рекордные 13,7 млрд рублей.

Среднедушевое потребление фруктов и ягод в России (62 кг/чел/год) ниже рекомендованной нормы потребления (100 кг/чел/год) на 38%. По оценкам специалистов, с учетом необходимого объема яблок для продажи в свежем виде (более 1,6 млн т) дефицит внутреннего производства сейчас превышает 1 млн т. Потенциальная емкость рынка к 2020 году оценивается экспертами в 3 млн т. Отечественным садоводам потребуется как минимум 10−15 лет эффективной и интенсивной работы, чтобы выйти на достаточные объемы производства.

«Несмотря на то что ежегодно российские производители увеличивают производство яблок примерно на 150−300 тыс. т и сельскохозяйственное эмбарго также оказывает определенную поддержку отечественному садоводу, текущие темпы прироста производства товарного яблока по-прежнему являются скромными в сравнении с внутренними потребностями потребления яблока в России. Сегодня рынок яблока является одним из самых привлекательных сегментов сельскохозяйственного рынка России и лакомым для частных инвесторов, но не все так просто — создать и развить эффективного производителя яблока на российском рынке — очень сложная задача», — констатирует Андрей Ковалев, генеральный директор ООО «Агроном-сад». Эксперты рынка также не ожидают большого и скачкообразного увеличения предложения качественного яблока отечественными производителями. В России все еще не так много интенсивных садов: их доля в общем объеме закладываемых под яблоки площадей составляет не более 30%, что связано с высокой капиталоемкостью садоводства и рядом структурных сложностей в отрасли, которые, в конечном счете, приводят к долгим срокам окупаемости вложений и низкой прибыльности бизнеса. Так, по результатам 2019 года планируется заложить всего 15,6 тыс. га интенсивных садов.

Несмотря на все сложности отрасли, промышленное садоводство постепенно восстанавливается, особенно силами частных инвесторов.

Фото: пресс-служба компании «Агроном-сад» / Общая площадь хозяйства составляет 5,4 тыс. га, включая около 2 тыс. га садов

Ярким примером возрождения яблочного садоводства в Центральной России является ООО «Агроном-сад», входящее в топ-10 производителей товарного яблока в России и расположенное в Липецкой области, поселке Лебедянь. В 2019 году компания празднует 90-летие со дня ее основания. Еще в 2012 году это было убыточное и близкое к банкротству хозяйство, но с приходом частного инвестора в 2013 году фирма постепенно превратилась в динамично развивающееся садовое хозяйство с общей площадью земель в 5,4 тыс. га, включая около 2 тыс. га садов, из которых более 600 га — это высокоинтенсивные современные сады. Сегодня ежегодный объем производства достигает порядка 30 тыс. т товарного яблока в год, а ассортиментная матрица насчитывает более 60 сортов.

«Агроном-сад» предлагает российскому потребителю качественное товарное яблоко и интересный сортовой портфель, включая как традиционные сорта — Богатырь, Жигулевское и Антоновка, так и международную ассортиментную матрицу, например, Гренни Смит, Хани Крисп, Ред Чиф и прочие.

В 2018 году владельцы и менеджмент компании «Агроном-сад» совместно с международными экспертами разработали и приняли долгосрочную стратегию развития бизнеса, которая предусматривает рост производства столового яблока 1-го и 2-го сорта с текущих 30 тыс. т урожая до 70−75 тыс. т урожая к 2023 году за счет инвестирования в развитие интенсивного садового хозяйства, расширения площадей сада, создания новой поддерживающей инфраструктуры сада и воскрешения традиций садоводства. Фокус сделан не только на развитие и расширение, но на эффективность бизнеса. Суммарные инвестиции в развитие предприятия «Агроном-сад» составят более 6 млрд рублей. Такой амбициозный план потребует не только существенных финансовых инвестиций и времени, но и глубокой трансформации бизнес-процессов компании и внедрения современных технологий садоводства, учитывая особенности российского яблочного рынка.

По мнению Алексея Соломахина, главного агронома и директора по производству ООО «Агроном-сад», становление и развитие эффективного высокоинтенсивного сада частным инвестором в России является супер-задачей. Во-первых, доля импортного дешевого и часто низкокачественного яблока по-прежнему является высокой. В 2018 году в Россию было импортировано 850 тыс. т яблок, и, по прогнозам экспертов, в 2019-м эта цифра может увеличиться. Выпавший объем импортного яблока вследствие сельскохозяйственного эмбарго по ввозу яблока из ряда европейских стран активно компенсируется кратным ростом показателя импорта яблока из Белоруссии, Польши и Сербии, что создает существенное ценовое давление на российского производителя. В компании «Агроном-сад» данную проблему решают путем сокращения сортовой матрицы: с текущих 60 сортов компания сфокусирует свое внимание на выращивании 14−17 основных сортов и максимизации выпуска яблока 1-го сорта, который можно будет предлагать на рынок по изначально более высокой цене по сравнению с импортным яблоком в связи с более качественными товарными характеристиками липецкого продукта. Особое расположение компании — 5 климатическая зона — зона с повышенным риском заморозков и града —окажет дополнительное влияние на выбор сорта, что в конечном счете создаст конкурентное преимущество для самого бизнеса. «Агроном-сад» будет предлагать российскому потребителю «северные» сорта, что, в конечном счете, поможет ослабить соперничество с южными соседями за внимание потребителя.

«Следующей проблемой рынка, — продолжает Алексей, — является системное отставание показателей уровня урожайности российских производителей от общемировых, в том числе ввиду недостаточности технико-технологической обеспеченности отрасли и высокой себестоимости производства. Средняя урожайность в России сегодня — это 30−40 т/га против 55−65 т/га в мировой практике, что обусловлено значительной долей старых садов, заложенных еще в советское время». Г-н Соломахин также отмечает высокую зависимость промышленного производства яблонь от импортного посадочного материала как одного из существенных факторов, влияющих на скорость и качество закладки интенсивного сада. На закладку промышленных садов в России ежегодно требуется около 20 млн саженцев. По различным оценкам, в России производится порядка 10−12,8 млн саженцев различных культур, а импорт составляет, как минимум, 20−35%. В дополнение к необходимости закупки зарубежных саженцев давление на себестоимость оказывает высокая доля импортной составляющей в текущих расходах и в прочих капиталовложениях, необходимых при закладке садов (шпалерные системы, системы орошения и пр.). Сегодня компании «Агроном-сад», как и всему российскому рынку, приходится закупать у зарубежных поставщиков практически всю технику по уходу за интенсивным садом: опрыскиватели, косилки-измельчители, подъемники, самоходные тележки и прочее. Помимо этого, импортными являются многие инструменты, все материалы и устройства для капельного орошения, оборудование для холодильников и товарной обработки яблок, а также порядка 75% необходимых средств защиты растений и удобрений. Полностью нивелировать данную проблему еще долго не удастся, но «Агроном-сад» точечно подходит к вопросу минимизации валютного давления на себестоимость. Например, на базе компании «Агроном-сад» функционирует собственный питомник в Краснодарском крае по доращиванию посадочного материала: компания покупает более дешевые 1-летние саженцы у зарубежных питомников и еще 1−2 года доращивает их в Краснодарском крае в тесной кооперации с иностранными питомниками и зарубежными агрономами, — с одной стороны, такой подход позволяет снизить себестоимость, с другой — развивает агрономический потенциал специалистов компании «Агроном-сад», которые активно перенимают у иностранных специалистов технологии выращивания и ухода за молодыми деревьями.

В рамках долгосрочной стратегии компания активно развивает долговременное сотрудничество с крупнейшими питомниками Франции, Польши и Италии. При содействии иностранных специалистов уже введен строгий ветеринарный контроль за качеством каждого поступающего в хозяйство саженца вне зависимости от места его произрастания, что впоследствии позволяет экономить компании на средствах защиты и прочих удобрениях. Долгосрочной задачей компании является выход на урожайность 60−70 т/га и обеспечение круглогодичной поставки продукции в розничные сети.

Фото: пресс-служба компании «Агроном-сад» / В перспективе 7 лет Агроном-сад должен войти в топ-3 производителей товарного яблока не только в России, но и в рамках европейского масштаба

Владельцами бизнеса принято решение о тотальном обновлении парка техники и приобретении самых современных сельскохозяйственных машин и оборудования от ведущих европейских производителей, что в долгосрочной перспективе снизит затраты на ремонт и текущее обслуживание парка, а также повысит качество и скорость обработки интенсивного сада. Программа реализуется при активном привлечении доступных бизнесу государственных программ субсидий, хотя над перечнем субсидируемой сельскохозяйственной техники еще надо поработать — многие позиции, не имеющие аналогов российского производства, пока еще не входят в госпрограммы поддержки, несмотря на наметившийся сдвиг в сторону государственной поддержки садоводов.

Алексей Волочай, директор фруктохранилища ООО «Агроном-сад», отмечает другую проблему бизнеса — острый дефицит современных мощностей для хранения фруктов в России. По официальным данным, сейчас в России действуют фруктовые хранилища всего на 200 тыс. т при потребности как минимум в 600 тыс. т. Современные хранилища с регулируемой газовой средой и холодильниками строят в основном крупные производители и агрохолдинги, имеющие возможность осуществить существенные капитальные вложения или обладающие доступом к длинным и дешевым кредитам. Строительство современного фруктохранилища требует инвестиций около 60−70 млн руб. на 1 тыс. т хранения. Это неподъемные для многих отечественных производителей вложения. Тем не менее с 2018 года «Агроном-сад» самостоятельно реализует масштабный проект по строительству современного высокотехнологичного фруктохранилища полного цикла с общим объемом инвестиций более 1,6 млрд рублей, который должен быть полностью введен в эксплуатацию к 2026 году. Новый комплекс общей площадью 108 тыс. кв. м будет включать современные зоны экспедиции, калибровки, упаковки и хранения продукции. Общая вместимость холодильных камер составит 50 тыс. т — это самое современное фруктохранилище в Центральной России. Особое внимание при проектировании комплекса уделено обеспечению экологической безопасности. Проект предусматривает внедрение передовых технологий калибровки и хранения яблок, использование современного оборудования и привлечение узкоспециализированных инженеров и технологов из России, Италии, Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов, что в полной мере позволяет считать комплекс масштабным международным проектом. Современное фруктохранилище позволит компании максимально долго сохранять свежесть и товарное качество яблока и управлять запасом продукции, максимизируя цену реализации и маржинальность продаж.

В рамках празднования 90-летия основания совхоза «Агроном» компания «Агроном-сад» в начале сентября запускает первую очередь фруктохранилища на 10 тыс. хранения.

«В плане предпродажной подготовки и упаковки яблок российские производители только в начале пути, — отмечает Андрей Ковалев, генеральный директор ООО «Агроном-сад». — Только около 50% производителей фруктов, которые в настоящее время строят или планируют собственные хранилища, сразу ориентированы и на предпродажную подготовку (мойка, сортировка, калибровка, упаковка) фруктов. В работе с крупными розничными сетями ключевым фактором успеха становится товарное предложение яблока, упаковочное решение и брендирование продукта. В этом году «Агроном-сад» обновил свой бренд — персонаж ежика с зеленым и красным яблоками выбран ключевой темой маркетинговой стратегии компании. Дополнительно планируется существенное расширение упаковочных решений, разработан алгоритм взаимодействия с крупными розничными сетями, активно расширяется взаимодействие с региональными сетями, дистрибьюторами, представителями сегмента HoReCa и онлайн-платформами. «Агроном-сад» должен стать одним из локомотивов трансформации российского яблочного рынка с точки зрения как развития внутренних бизнес-процессов и внедрения стандарта качества, так и в вопросах работы с различными каналами сбыта и с российским потребителем».

В настоящее время в компании «Агроном-сад» работает до 1200 человек в пик сезона.В перспективе 3−5 лет по мере реализации стратегии развития компания дополнительно создаст более 500 новых рабочих мест. Как и у прочих российских производителей, перед фирмой «Агроном-сад» на протяжении последних лет остро стоит вопрос обеспечения компании квалифицированными специалистами, поскольку в российских вузах отсутствует материальная и кадровая базы для их подготовки, а высококлассных российских специалистов просто нет. Для восполнения кадрового дефицита «Агроном-сад» развивает Академию Агрономов и активно поддерживает выпускников профильных вузов, самые перспективные из которых остаются в хозяйстве. Привлекаются международные эксперты для проведения семинаров и консультаций и повышения квалификации работников сада, компания также организовывает выезды работников в садовые хозяйства Франции, Германии, Италии, Греции в целях внедрения передовых технологий на собственном производстве в Лебедяни. Стратегическим фокусом «Агроном-сад» является не просто наращивание объемов производства, а создание эффективного технологичного современного хозяйства согласно лучшим международным практикам садоводства.

В перспективе 5-7 лет «Агроном-сад» должен войти в топ-3 производителей товарного яблока в России и стать одним из самых современных яблочных хозяйств не только в России, но и в рамках европейского масштаба. Дополнительно компания в пилотном режиме развивает проект по выращиванию органического и био яблока. Первые лабораторные исследования листьев и яблочных плодов были проведены в Европе в прошлом году. Развитие данного направления в России сдерживает отсутствие четких стандартов для био- и органической продукции.

Несмотря на все трудности и вызовы российского яблочного рынка, владельцы бизнеса и топ-менеджмент «Агроном-сад» строят социально ориентированный бизнес, направленный на создание новых рабочих мест, внедрение передовых технологий и восстановление культуры садоводства в России, в основе бизнеса также лежит забота о покупателе и подрастающем поколении Липецкой области и России в целом. Бизнес построен на принципе социальной защиты и экологической ответственности перед владельцами, сотрудниками и населением района, области и страны. Внедряя передовые технологии в свое яблочное хозяйство в Центральной России, «Агроном-сад» не только поступательно продвигается к эффективному лидерству на российском рынке, но и возрождает лучшие садоводческие традиции, привнося международный опыт и знания в Россию.

ООО «Агроном-сад»

12+

Архив