Сотовые операторы начали новую ценовую войну

Вслед за МТС об изменении тарифов объявил «Мегафон»
Сотовая война началась/ Андрей Махонин / Ведомости

«Наша стратегия проста: мы не отдадим ни одного нашего абонента», – пообещал на прошлой неделе коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон. В случае снижения цен со стороны других операторов «Мегафон» будет готов в ответ снижать ценник и конкурировать за счет качества и ценности своих услуг и сервисов, сказал он.

«Мегафон» объявил, что с 8 декабря откроет для подключения «новые, еще более выгодные тарифы». Произойдет это в 10 регионах – Тюмени, Пензе, Туле, Кургане, Перми, Иркутске, Воронеже, Кемерове, Ханты-Мансийске и Ямало-Ненецком автономном округе.

Именно в этих регионах в конце ноября снизила цены МТС. Более того, это сопровождалось увеличением пакета предоставляемых услуг. Например, в Тюмени тариф Smart подешевел на 33% до 200 руб., тогда как количество оплаченного интернет-трафика увеличилось с 3 до 10 Гб, голосовой связи – с 250 до 500 минут.

С начала 2017 г. «Мегафон», МТС и «Вымпелком» провели индексацию тарифов на мобильные услуги. До этого из-за ценовых войн 2015–2016 гг. мобильная выручка операторов стагнировала около двух лет, и повышение цен по принципу «больше услуг по большей цене» два квартала подряд позволяло выручке операторов вырасти. У МТС в III квартале этот показатель вырос на 4,4% год к году до 79,2 млрд руб., у «Вымпелкома» – на 4,2% до 59,2 млрд руб., у «Мегафона» – на 1,3% до 67,57 млрд руб.

«Оздоровление рынка, возможно, приостановилось. Снова наблюдается нерациональная борьба за рынок, выражающаяся в снижении цен, – у некоторых нервы не выдержали», – заявил гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков, после того как МТС снизила цены, но не конкретизируя, кого из операторов он имеет в виду. Любой операторский бизнес подразумевает точечные изменения цен в зависимости от состояния бизнеса компании в конкретном регионе, так было всегда, ответил представитель МТС Дмитрий Солодовников.

«Мы стараемся сделать наши услуги максимально выгодными в соответствии с меняющимися рыночными условиями», – прокомментировал вчера изменение тарифов представитель «Мегафона». «Вымпелком» следит за действиями других игроков, сообщила представитель оператора Анна Айбашева. «T2 РТК холдинг» (бренд Tele2) с интересом наблюдает за тем, как крупнейшие игроки рынка конкурируют по цене и пытаются примерить на себя роль дискаунтера, заявила вчера представитель оператора Ольга Галушина. Сама Tele2 вышла из этой роли – в пользу стратегии лучшего соотношения цены и качества, говорит она.

Очевидно, что «Мегафон» отвечает на действия МТС, поскольку перед ним стоит задача защитить свою абонентскую базу, указывает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: «Действия МТС и «Мегафона» уже не вписываются в процесс «ремонта» рынка, которым операторы занимались в течение года, обеспечивая возврат к положительной динамике доходов».

Изменение тарифов – важный индикатор уровня напряженности конкурентной борьбы, но оптимизацию тарифных планов в нескольких регионах еще не стоит интерпретировать как глобальный разворот рынка, отмечает управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Пока не прекратится раздача анонимных карт у станций метро (их ежегодные продажи в России составляют около 115 млн) и не сократится раздутая розница, говорить об оздоровлении конкуренции рано, считает эксперт.