Tele2 впервые обошла «Мегафон» по среднему чеку абонента

Оператор постепенно уходит от модели дискаунтера, считают эксперты
Увеличить средний чек оператор смог за счет роста числа интернет-пользователей/ Андрей Гордеев / Ведомости

По итогам I квартала 2019 г. «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) впервые вошел в тройку федеральных сотовых операторов по размеру среднемесячного счета абонента в России (ARPU). Соответствующие расчеты представили аналитики AC&M Consulting и «ТМТ консалтинга».

По подсчетам AC&M, средний ARPU Tele2 в январе – марте достиг 293 руб., тогда как у «Мегафона» этот показатель составил 288 руб.; данные «ТМТ консалтинга» – 291 и 288 руб. соответственно. Средний чек абонента Tele2 вырос на 10%, а у «Мегафона» – только на 3%, уточнил гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.

Представитель Tele2 Ольга Галушина согласна с оценкой аналитиков AC&M. Увеличить средний чек оператор смог за счет роста числа интернет-пользователей – они потребляют все больше услуг передачи данных, чему способствует масштабная программа Tele2 по развитию сетей 4G в регионах, объясняет она. Представитель «Мегафона» не подтвердил, но и не опроверг расчеты аналитических компаний. Гонка за размером ARPU не самоцель, уверяет он: оператор ориентируется на показатель LTV (Lifetime Value) – совокупную прибыль компании от одного клиента за все время сотрудничества с ним, на который работают дополнительные сервисы.

Лидером по среднему ARPU в I квартале стал «Вымпелком», работающий под брендом «Билайн», по подсчетам обеих аналитических компаний, на втором месте – МТС. «Вымпелком» раскрывает размер среднемесячного счета в отчетности; представитель МТС расчеты не комментирует.

Показатель ARPU рассчитывается делением мобильной сервисной выручки оператора на общее число его мобильных абонентов. «Мегафон» является одним из лидеров в области IoT-решений (интернет вещей), а выручка от сим-карт, задействованных в таких устройствах, около 20 руб. в месяц, что в 15–17 раз меньше, чем платит в месяц традиционный абонент, объясняет управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. На конец II квартала у «Мегафона», по оценкам AC&M Consulting, будет не менее 8 млн таких сим-карт – почти 10% его абонентской базы. Операторы, которые активно развивают масштабные проекты в интернете вещей, получают менее высокие удельные показатели выручки, а значит, и среднего чека по сравнению с теми, для кого этот бизнес обеспечивает 2–3% абонентской базы, заключает Алексеев.

У «Мегафона» много сим-карт для подключения автоматических устройств, которые приносят мало денег, согласен руководитель Content Review Сергей Половников. За сим-карту, которая используется в уличном фонаре для управления светом, город готов платить оператору 3–4 руб. в месяц, приводил пример в интервью «Ведомостям» гендиректор «Вымпелкома» Василь Лацанич: «Значит, в какой-то момент может появиться 1000 сим-карт с ARPU 3–4 руб.».

«Мегафон» развивает услуги для всех категорий клиентов – частных, корпоративных и пользователей устройств в области интернета вещей и, естественно, цены на разные услуги могут варьироваться, ответил представитель оператора.

Подключения автоматических устройств вряд ли оказывают значительное влияние на основные показатели, зато продолжающиеся ценовые войны в отдельных регионах, где операторы по-прежнему предоставляют услуги себе в убыток для поддержания рыночной доли, могут влиять на средний чек, рассуждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Tele2 же в последнее время ушла от политики дискаунтера: набрав абонентскую базу, оператор активно монетизирует ее, в первую очередь за счет услуг мобильного интернета, потому вполне мог обойти «Мегафон» по ARPU, считает Савватин. Абоненты Tele2 увидели, что качество связи может быть не хуже, а где-то и лучше, причем за небольшие деньги, и теперь лояльно относятся к повышению стоимости пакетных тарифов, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В свою очередь «Мегафону», по его мнению, чтобы привлечь новых абонентов, особенно в регионах, приходится предлагать более привлекательные тарифы.

Кроме того, Tele2 за последние два года существенно расширила присутствие в столичной лицензионной зоне, где удельная выручка в 1,5–2 раза выше других регионов (в московской зоне почти 50 млн абонентов, или каждый пятый в России), указывает Алексеев. Также оператор стал активно бороться за больших корпоративных клиентов, добавляет эксперт.