МТС закупает один тестовый беспилотник для наблюдения за базовыми станциями

Интересующая оператора китайская модель стоит более 1 млн рублей
МТС выяснит, можно ли заменить инженерный персонал китайскими дронами/ Андрей Гордеев / Ведомости

МТС будет следить за своими базовыми станциями мобильной связи с помощью беспилотника. Оператор разместил закупку в форме запроса предложений на поставку китайского беспилотного летательного аппарата (БПЛА) DJI Matrice 300 RTK или аналогичного ему на своем сайте 2 мая, обнаружили «Ведомости». На сайте dji-rus.ru эта модель дрона стоит более 1,1 млн руб.

Оператор собирается с помощью дрона инспектировать состояние антенных опор и прочих объектов вертикальной инфраструктуры, говорится в техзадании. «МГТС (московская «дочка» МТС. – «Ведомости») планирует закупить один БПЛА для реализации пилотного проекта – инспектирования состояния антенных опор и оборудования на них без физического участия персонала», – подтвердил «Ведомостям» представитель МТС.

Беспилотник должен работать в частотах 2,4–2,5 ГГц и поддерживать спутниковые системы позиционирования GPS, «Глонасс», китайскую Beidou и европейскую «Галилео». Максимальная взлетная масса не должна превышать 9 кг, полезная нагрузка – 2,7 кг, а время в полете может достигать часа. При этом с пульта управления на БПЛА можно передавать сигнал на расстояние не менее 8 км. Беспилотник должен быть оснащен камерой с зумом и широкоугольным объективом, а также тепловизором.

Пока ни один из российских операторов связи не использует беспилотники для наблюдения за инфраструктурой. Некоторые подрядчики применяют квадрокоптеры для поиска удачной площадки под размещение опоры, говорит представитель Tele2.

Анализ показал, что дроны пока не могут применяться в мониторинге и строительстве сетей, поскольку не готовы выполнять тот пул задач, который закрывает «живой специалист», подчеркивает собеседник. Например, квадрокоптер не может оценить состояние болтовых соединений и антикоррозийного покрытия, проверить вертикальность антенно-мачтового сооружения по сертифицированной методике или состояние кабелей светового ограждения мачты, перечисляет представитель Tele2. Сейчас дроны можно использовать только для инвентаризации оборудования, отмечает он.

Но телекомкомпании тестировали другие сценарии применения дронов. Например, в январе 2022 г. «Билайн» передал поисковому отряду «Лизаалерт» три беспилотника похожей модели DJI Matrice 300 для проведения спасательных операций по поиску пропавших людей в осенне-зимний период. Они позволяли получать снимки с гораздо большей высоты, чем другие устройства, а также были более устойчивы к снегопадам, мелкому дождю и сильному ветру. В ответ на запрос «Ведомостей» об использовании беспилотников представители «Билайна» и «Мегафона» отказались от комментариев.

Маржинальность бизнеса сотовых операторов ежегодно падает и участники рынка ищут способы сокращения операционных затрат (OPEX), заметил генеральный директор ГК Comnews Леонид Коник. Расходы на содержание антенно-мачтовых сооружений и базовых станций для МТС составляют значимую часть OPEX, поэтому оператор может проводить такой пилотный проект, чтобы сравнить расходы на мониторинг состояния сетей беспилотниками с физическим осмотром оборудования специалистами.

Но пока использование беспилотников намного более затратно, чем работа инженера, добавил представитель Tele2.

По данным Роскомнадзора на январь 2023 г., у МТС было 280 000 базовых станций. Поэтому, если пилот признают успешным, речь в перспективе может идти о потенциальной закупке нескольких сотен БПЛА, предполагает заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков.

DJI Matrice – это профессиональные дроны, основной особенностью которых является модульность оборудования, т. е. способность менять полезную нагрузку и расширять сценарии применения, говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего» (компания – участник рынка НТИ «Аэронет») Павел Камнев. По его словам, например, по тепловизионной картинке можно определить локальные места нагрева при некорректно работающем из-за перегрузок оборудовании. Камеры могут показывать и нежелательных персон в охраняемой зоне. К тому же у дрона есть поддержка технологии RTK, которая позволит обходиться без Global navigation satellite system в случае глушения, особенно в Московском регионе, добавляет Камнев.

Где могут летать БПЛА

На большей части России сейчас запрещено использовать БПЛА. Еще осенью 2022 г. регионы начали вводить запреты на дроны, когда президент России Владимир Путин подписал указ об установлении в субъектах РФ разных уровней реагирования – от базовой готовности до военного положения. Исключение было сделано для госорганов и силовиков. Еще несколько регионов ввели аналогичный запрет после атаки Московского Кремля украинским беспилотником в начале мая 2023 г. В декабре 2023 г. был подписан закон, разрешающий частным охранным организациям, охраняющим объекты ТЭКа, сбивать БПЛА. В пояснительной записке к документу говорилось, что такое право уже есть у сотрудников МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии и ряда других ведомств.

На данном БПЛА установлена одна из лучших оптик в классе, отметил эксперт рынка НТИ «Аэронет» Сергей Мусиенко. Под указанные спецификации может подойти и отечественный БПЛА «Геоскан 401», добавил он. Также к подобным аппаратам можно отнести Mavic 3t RTK, если не требуется сверхвысокое разрешение камеры, говорит Камнев. Но ключевая особенность моделей Matrice – модульность, знает он. Пока среди отечественных производителей нет тех, кто может предоставить систему с таким набором полезных нагрузок, что есть у DJI, при удобной замене их готовыми программными решениями постобработки, считает Камнев.

Такие машины обеспечивают высокое качество фото-, видео- и тепловизионной съемки, что позволяет эффективно проводить мониторинг объектов, документировать их состояние, своевременно выявлять повреждения и деформации, отмечает генеральный директор «Геоскана» Алексей Юрецкий. БПЛА также позволяют контролировать качество и ход выполнения различных строительных работ, геометрические параметры возводимых конструкций.

Пролетающий дрон не будет создавать помех для работы оборудования телекомоператора, поскольку работает на других частотах, говорят эксперты. DJI Matrice 300 используют диапазоны 2,4–2,4835 и 5,725–5,850 ГГц – те же самые, которые применяются и в беспроводных сетях WiFi, говорит Коник. Поэтому их применение не создаст помех для базовых станций даже стандарта LTE, в котором задействованы высокие частотные диапазоны, не говоря уже о GSM, самый высокий диапазон для которого 1,8 ГГц, и 3G (максимум 2,1 ГГц).

Вопрос контроля оборудования актуален не только для операторов связи, но и для энергетиков, газовиков и нефтяников, эксплуатирующих ЛЭП и трубопроводы, подчеркивает Коник. «Осмотр сотен, а то и тысяч километров такой инфраструктуры живыми обходчиками стоит все дороже, а его оперативность низка. Беспилотник же дает возможность за считанные часы сделать работу, на которую у бригады обходчиков уйдут недели и даже месяцы», – считает он. Но с 2022 г. существуют регуляторные препоны, которые заключаются в сложностях с получением разрешений на выполнение авиационных работ из-за действующих ограничений на полеты, предупреждает эксперт.